Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Евгений Бушков посвятил исполнение 6-й симфонии Чайковского в Белгороде Алексею Зимакову

Третий год подряд проходят выступления заслуженного артиста РФ Евгения Бушкова в дирижёрском абонементе «Виват, маэстро!» Белгородской государственной филармонии, причём в текущем и прошлом годах — в двух, «взрослом» и «детском», направлениях. В программу состоявшегося в субботу 2 февраля «взрослого» концерта сама судьба неожиданно внесла трагические коррективы.

Немногие, но очень яркие встречи белгородской публики с замечательным дирижёром Евгением Бушковым в концертах симфонического оркестра БГФ под его управлением, уже оставили прочный след в памяти наших слушателей, прежде всего — знакомством с прекрасными, прежде им неизвестными сочинениями. Собственно, так произошло и на этот раз: открытием для Белгорода стала музыка Мексики в пьесе американского классика ХХ века Аарона Копленда «Салон в Мехико» (1936 г.) и в симфонической поэме «Сенсемайя» («Sensemaya», 1938 г.) самого крупного мастера мексиканской музыкальной культуры прошлого столетия Сильвестре Ревуэльтаса.

Выступление заслуженного артиста РФ Евгения Бушкова в дирижёрском абонементе «Виват, маэстро!» Белгородской государственной филармонии

Музыкальное путешествие в страны североамериканского континента предварила открывшая концерт музыкальная картина римского карнавала, запечатлённая П. И. Чайковским в его знаменитом «Итальянском каприччио», где торжественные фанфары, маршевые и танцевальные ритмы (болеро, тарантелла) прихотливо чередуются с тягучими, мрачно-меланхолическими эпизодами. Многочисленные одиночные и групповые соло (как, впрочем, и в пьесах Копленда и Ревуэльтаса) позволили белгородским музыкантам, особенно духовикам, показать себя с наилучшей стороны. Открытость, темпераментность, яркость и страстность дирижёрской манеры Евгения Бушкова господствовали в исполнении всей программы.

«Салон в Мехико» А. Копленда (1900–1990) — пьеса, ставшая со времени своего появления одним из самых популярных сочинений композитора, — явилась не только данью восхищения народной танцевальной культурой соседней страны, но проявлением леворадикальных взглядов американского композитора, который симпатизировал идеям мексиканской революции 1910–1917 гг. и идеям т. н. «левых» деятелей мексиканской культуры. Мировой симфонический хит А. Копленда построен на близкой к джазу обработке двух мексиканских танцевальных мелодий, которые композитор развивает непредсказуемо свободно и ритмически переменчиво.

Симфонический оркестр Белгородской государственной филармонии

«Сенсемайя» — самая популярная из большого количества красочных симфонических поэм С. Ревуэльтаса, композитора, прожившего очень короткую жизнь (1899–1940) , но оставившего после себя очень большое наследие. В основе этой музыкальной поэмы — одноимённое стихотворение кубинского поэта-коммуниста Николаса Гильена (1902–1989), лидера так называемой «негристской» поэзии в латиноамериканской литературе ХХ века.

«Сенсемайя» (что означает «песня для того, кто убивает змею») входит в первый поэтический сборник Н. Гильена «Мотивы сна» (1930 г.), где поэт изображает жизнь кубинских негров. В частности, стихотворение Гильена воспроизводит звуковую атмосферу афро-кубинского ритуала заклинания змей. За использование мексиканского фольклора в соединении со сложнейшими приёмами ритмической техники — полиритмией, остинатными ритмокомплексами, нерегулярной метрикой в союзе с остродиссонантными гармониями — Ревуэльтаса называли «мексиканским Стравинским».

Основываясь на логике негритянского ритуала, Ревуэльтас строит своё произведение на постепенном ритмо-динамическом нагнетании звучания и уплотнении фактуры, которые приводят к грандиозной финальной кульминации.

Выступление заслуженного артиста РФ Евгения Бушкова в дирижёрском абонементе «Виват, маэстро!» Белгородской государственной филармонии

Второе отделение концерта Евгений Бушков начал с трагического резонансного известия, которое пришло из Томска и потрясло музыкальное сообщество нашей страны — известному феноменально одарённому российскому исполнителю-гитаристу Алексею Зимакову (р. 1971 г.), вследствие обморожения рук, ампутировали 8 пальцев. Алексей Зимаков, лауреат нескольких международных конкурсов, от чьих записей трудно оторваться, должен был выступать вчера в Белгороде. В минувшем году Евгений Бушков выступал с Алексеем Зимаковым в Саратове (март) и в Минске (сентябрь), в феврале этого года дирижёр предполагал познакомить с лучшим российским гитаристом белгородскую публику.

Прозвучавшая вслед за сообщением Е. Бушкова о постигшем музыканта несчастье и видеофрагментом игры А. Зимакова 6-я симфония Чайковского стала больше чем музыкой. Это было настоящим потрясением…

Симфонический оркестр Белгородской государственной филармонии

Потрясением, подобным тому, что описал однажды немецкий композитор, дирижёр, альтист, педагог и музыкальный писатель Пауль Хиндемит (1895–1963): «Во время первой мировой войны я, как солдат, был ещё и участником струнного квартета, который для нашего полковника был средством забывать ненавистную военную службу. Он был большим поклонником французской музыки, поэтому не удивительно, что пределом его желаний было послушать струнный квартет Дебюсси. Мы выучили пьесу и с превеликим умилением играли её для него. Когда мы закончили медленную часть, в комнату вошёл офицер связи и доложил, что по радио только что пришло известие о смерти Дебюсси (композитор умер 25 марта 1918 г., — примечание автора). Мы не доиграли до конца. У нашей музыки как будто отняли дыхание жизни. Здесь мы впервые почувствовали, что музыка есть нечто большее, чем стиль, техника или выражение индивидуальных чувств, потому что её дыхание проникало сюда через политические границы, национальную ненависть и ужасы войны. В тот день я раз и навсегда понял, в каком направлении должна развиваться музыка».

Симфонический оркестр Белгородской государственной филармонии

На концерте в Большом зале Белгородской филармонии ужасающая весть о трагедии с Алексеем Зимаковым объединила в одном молчаливом переживании музыкой великой 6-й симфонии Чайковского всех присутствующих. Никогда прежде ни в чьих руках белгородский оркестр в этой симфонии не звучал столь цельно, как в этот вечер. Никогда прежде драматизм борьбы и сила горя, выраженные в этой великой музыке, не были более уместными, и, казалось, не могли быть выражены с большей страстностью.

И всё тот же великий Пётр Ильич Чайковский предложил единственно возможную (по словам Евгения Бушкова) «песнь утешения» — «Мелодраму» (антракт ко 2 действию) из пьесы А. Н. Островского «Снегурочка».

Дата публикации
03.02.2013 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме