Новости и обзоры событий культурного Белгорода



«Необыкновенные приключения итальянцев…по всему миру» в Белгороде, или если б не было Италии!!!

В очередной раз в гостях у Белгородской государственной филармонии побывал заслуженный артист России маэстро Евгений Бушков. Государственный камерный оркестр республики Беларусь под его умелым управлением пригласил слушателей совершить путешествие в мир итальянской музыки, и это путешествие им, можно смело сказать, удалось!

Италия – это не только замечательная страна, с благоприятным климатом и щедрым, темпераментным народом, но и знаковое место для всех музыкантов мира. Ведь именно в Италии родилась опера, именно здесь возник такой художественный стиль как барокко с его стремлением к величию и пышности.

Именно итальянские композиторы оказали основополагающее влияние на развитие европейского профессионального музыкального искусства. Монтеверди, Фрескобальди, Габриели, Пери, Каччини, Росси, Пуччини, Верди, Беллини, Респиги, Боккерини, Менотти, Россини… Всех итальянских композиторов не счесть! И каждый из них оставил свой яркий след в мировой истории музыки.

Вечер «приключений итальянцев» в Белгородской филармонии сопровождали сочинения итальянских композиторов (или композиторов с итальянскими корнями) разных эпох: «Путешествие» Джона Корильяно, «Ночная музыка улиц Мадрида» Луиджи Боккерини, Старинные арии и танцы Отторино Респиги, Кантилена и Скерцо Джан Карло Менотти (солистка – лауреат международных конкурсов, солистка ГАБТа Татьяна Осколкова, арфа), Соната №3 До мажор Джоаккино Россини.

В перерывах между произведениями зрителей ожидала масса приятных впечатлений и интересных рассказов от самого маэстро Евгения Бушкова, который выступил не только в роли дирижера, но и прекрасно справлялся с ролью лектора-ведущего.

Евгений Бушков снова стал гостем Белгородской филармонии

Нам удалось побеседовать с Евгением Робертовичем, узнать некоторые тонкости программы концерта и его дальнейшие планы.

Евгений Робертович, сегодня Вы радуете нас в очередной раз своей интересной программой – «Необыкновенные приключения итальянцев…по всему миру». Расскажите немного о ней: почему путешествие является «необыкновенным», и почему именно итальянские композиторы попали в поле вашего музыкального зрения?

— Приключения необыкновенные, потому что у нас на слуху название фильма, конечно. И мы помним о том, что этот фильм в свое время смотрели все, и каждый из-за своего актера или какой-то коллизии знал этот фильм практически наизусть.

Люди цитировали оттуда фразы и т.д. Конечно, у нас это на слуху. А почему они необыкновенные с точки зрения музыкальной, потому что Италия, несмотря на то, что была родиной и колыбелью не только музыки, но и многих других искусств, без которых нашу жизнь было бы невозможно сейчас представить, тем не менее, совершенно не являла исключение в плане того, что многие её гениальные дети не были признаны на своей родной территории.

Достаточно сказать о том, что Джузеппе Верди показался им недостаточно талантливым, его не приняли в Миланскую консерваторию.. И точно также многие другие композиторы искали счастье в иных странах. Это было связано, правда, и с политическими причинами, но, тем не менее, они уезжали из Италии.

Один из героев нашей сегодняшней программы – Луиджи Боккерини – не был востребован и не был оценен по достоинству как композитор и виолончелист, поэтому уехал в Испанию, где стал придворным музыкантом. Более того, он и умер в Испании, и был похоронен с большими почестями, и его тело там пролежало многие десятилетия, прежде чем итальянцы вдруг «очухались» и поняли, что это гениальный композитор и захотели, чтобы он покоился на их земле.

А если вспомнить Никколу Паганини, которому католическая церковь запретила быть похороненным, и 40 лет его сын (практически большую часть своей жизни!) ездил за гробом отца, прежде чем тот нашел последний приют…Это же ужасно!! Это человек, которым не просто гордится теперь Италия, а который является одним из символов этой страны!

Поэтому мы таким образом построили программу, что в основном играются произведения именно таких композиторов, или тех, кто произрос на итальянской земле, будучи уроженцами других стран (таких как Америка).

Если б не было Италии, если б на месте Древнего Рима спустя 11­–12 веков не началось бы Возрождение, и если б просто не было этого куска земли, то страшно представить, чего бы мы лишились. Мы не имели бы не просто Боттичелли, Микеланджело, Леонардо да Винчи, мы не имели бы Московского Кремля, построенного Аристотелем Фиораванти, Антонио Солари; Карла Росси, который построил множество зданий в Москве и Петербурге. Мы не имели бы Пиноккио, Ламборджини и Феррари, Мы бы не знали, как играть в футбол! Не было бы пиццы, макарон, тирамису… Мы не знали бы оперы, не было бы итальянских голосов — Паваротти и так далее… Было бы страшно жить…

Насколько нам известно, это не первый Ваш концерт с программой «Невероятные приключения итальянцев». Скажите, варьируете ли Вы сочинения программы?

— Варьирую, безусловно, в соответствии с солистами. Эта программа мною уже действительно исполнялась с другим оркестром, и там звучала российская премьера «Кантилены и скерцо» Менотти. Тогда в нашей программе был гитарист, кроме того, мы играли другую сонату Россини, потому что это был другой оркестр и, соответственно, другая соната, которая была в пальцах у музыканта. И поэтому конечно можно сказать, что это «ремейк», перенесенный на другую землю, с другими правилами, и с другими актерами.

Первое произведение программы концерта «Путешествие…» написано американцем Джоном Корильяно. Согласны ли Вы с мнением самого композитора, что визитная карточка этого произведения — необыкновенно яркий повторяющийся рефрен? И что он является следствием великолепного перевода с французского, выполненного Ричардом Уилбуром? Как Вы сами интерпретируете это сочинение?

— Джон Корильяно является выходцем из итальянской семьи, его отец был концертмейстером Нью-Йоркской филармонии и проработал в этой роли 23 года. Сама фамилия Корильяно ассоциируется с Америкой так, как скажем, Аль Капоне, Леонардо Ди Каприо, Роберт де Ниро. Джон Корильяно представляет собой пример усыновления Америкой его предков.

Я не сказал бы, что определение «яркий рефрен» подходит под ту версию, в которую Корильяно превратил «Путешествие», потому что из вокального хорального он сделал чисто инструментальное произведение. И более того, та динамика, которая прописана в нотах, она совсем не предполагает яркость исполнения рефрена.

Но верно то, что в этом рефрене речь идет о небесах, о небе. Грация в данном случае как красота. Покой, изобилие и радость.. Скорее всего, это носит философский, некий призывный характер. Эти манящие звуки человеческой речи… Я думаю, что люди более охотно идут, когда их приглашают тихо, чем когда им кричат на улице «Заходите! Тут Вы получите! Тут Вы узнаете!» Поэтому я бы сказал, что это очень выразительные реплики, совсем не яркие…

Маэстро, в сегодняшнем концерте исполняются произведения итальянских композиторов разных веков. Скажите, произведения композиторов каких стилей и эпох Вам больше по душе как артисту и как дирижеру?

— Тут, наверное, придется ответить немного избитой фразой о том, что когда играешь произведения, их надо любить. И в этом смысле сегодняшняя программа — не исключение, потому что мне одинаково нравится и музыка барокко, и современная музыка. Я по натуре своей романтик и поэтому больше всего, наверное, я люблю музыку романтическую – не столько саму музыку, сколько то эмоциональное состояние, которое с ней связано.

Евгений Робертович, каковы Ваши дальнейшие творческие планы?

— В планах у меня выступление в качестве дирижера с оркестром Владимира Федосеева (с оркестром Чайковского) в Москве, в апреле. Кроме того, непосредственные планы предполагают возвращение в Беларусь с оркестром, где нам предстоит мировая премьера детского произведения Ефрема Подгайца, его сказки для струнного оркестра, — в некотором плане «ремейк» от той пьесы, которую мы исполняли с Белгородским симфоническим оркестром месяц назад («Путешествие в Оркестранию»).

Кроме того, мы принимаем участие в юбилейном концерте выдающегося профессора и виолончелиста Владимира Перлина в Минске, и у меня остается еще достаточно много ангажементов до конца этого сезона как в Минске, так и выездные концерты, в частности, в Норвегии с моим оркестром. Потом я аккомпанирую финал конкурса Шевченко. Это традиционное для меня участие, которое будет ближе к лету. В общем, достаточно насыщенная программа.

Дата публикации
15.03.2012 г.
Автор

Новости по теме