Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Симфоническая программа Евгения Бушкова «Приглашение к танцу» прозвучит в Белгороде

3-й концерт абонемента Белгородской государственной филармонии «Симфонические шлягеры», название которому – «Приглашение к танцу» – дала популярная пьеса К.М. фон Вебера – Г. Берлиоза, состоится 4 февраля в 18.30 в Большом зале филармонии. Симфонический оркестр БГФ под управлением заслуженного артиста РФ Евгения Бушкова (г. Москва) играет программу танцевальной симфонической музыки.

В программу, наряду с суперпопулярными произведениями, такими как «Приглашение к танцу», «Либертанго» А. Пьяццоллы, вальсом Иог. Штрауса «Весенние голоса», войдут малоизвестная «Танцевальная сюита из фортепианных пьес Ф. Куперена» Рих. Штрауса и совершенно неизвестные «Болеро-либеро» Леонида Резетдинова и «Танго» Артура Маскатса. Три последние вышеупомянутые произведения для Белгорода – премьеры.

Очень короткая жизнь Карла Марии фон Вебера (1886–1926) оставила ярчайший след в истории музыкального романтизма. Знаменитое «Приглашение к танцу» было написано для фортепиано в 1819 г. Это первая в истории музыки программная пьеса, в основе которой лежит новый тогда танец – вальс. В 1841 г. Гектор Берлиоз сделал блестящее переложение фортепианной пьесы Вебера для оркестра, превратив её в «мегазвезду» симфонического репертуара.

От чарующих вальсовых мелодий «Приглашения к танцу» – прямой путь к захватывающей стихии движения, ритмов, мелодий вальсов Иоганна Штрауса-сына (1825–1899), радостный романтический настрой которых с рождения был «обречён на успех».

Евгений Бушков и симфонический оркестр Белгородской филармонии

Обрамлённая самыми знаменитыми вальсами 19 века, программа плавно модулирует к веку двадцатому. «Танцевальная сюита из фортепианных пьес Ф. Куперена» (1921) относится к т. н. «неоклассическому периоду» (10–20-е гг. ХХ века) долгого, извилистого и сложного пути плодовитейшего Рихарда Штрауса (1864–1949).

В Сюите Р. Штраус обращается к танцевальным жанрам рубежа 17–18 вв. (менуэт, куранта, сарабанда, жига), которые он находит в многочисленных пьесах французского композитора, клавесиниста и органиста Франсуа Куперена (1668–1733). Немецкий композитор воспроизвёл ясность форм, лёгкость и уравновешенность звучания в свободной последовательности спокойных, мягко-контрастных миниатюр своего французского классицистского образца.

Любопытно, что «Сюита на темы Куперена» была воплощена в виде балета-дивертисмента «Отзвучавшие празднества», а вскоре после создания Сюиты последовал также бессюжетный балет-дивертисмент на темы венской бытовой танцевальной музыки «Шлагобер»* (1923).

Достаточно большой продолжительности Сюиты Р. Штрауса (около тридцати минут) «отвечает» соответствующая ей по длительности звучания и местоположению в программе «Болеро» Равеля (1928), а контраст композиционных принципов ещё одной «мегазвезды» оркестрового репертуара и малоизвестного танцевального дивертисмента, созданных примерно в одно время, позволяет как нельзя лучше ощутить ту «разорванность сознания», точкой отсчета которого стала 1-я мировая война.

От «Болеро» Равеля – один шаг к трагическому содержанию танцевальной музыки 2-й половины 20 века, прежде всего, А. Пьяццолле и его самому знаменитому «танго свободы» – «Либертанго» и созданным совсем недавно сочинениям современных авторов – «Болеро-либеро» Леонида Резетдинова и «Танго» Артура Маскатса.

Евгений Бушков продирижирует в Белгороде программу «Приглашение к танцу»

Уроженец Санкт-Петербурга (род. 1961), Леонид Резетдинов окончил Петербургскую консерваторию у Бориса Ивановича Тищенко, Он – автор большого количества произведений, в том числе в области киномузыки (сериал «Улицы разбитых фонарей»), тесно связан с кинопроизводством.

Российская премьера «Болеро-либеро» состоялась в июне 2011 г. в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии в абонементе «Концерты во фраках и джинсах». Петербургской программой концерта «Приглашение к танцу» с Заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии дирижировал Евгений Бушков.

Латвийский композитор Артур Маскатс является художественным руководителем Латышского Театра оперы и балета. Сегодня его причисляют к числу самых интересных и талантливых современных авторов. Его «Танго» для большого симфонического оркестра стало финалистом престижнейшего международного композиторского конкурса в Лондоне «Masterprize–2003», попав в шестёрку лучших (конкурировали более тысячи произведений со всего мира).

Говоря о том, что привлекло его в «Танго» Маскатса, Евгений Бушков сказал: «Это одна из сложнейших, ярчайших и глубоких компиляций разных жанров; произведение, подобного которому я не встречал в своей жизни...»

Созданная Евгением Бушковым программа «Приглашение к танцу», которая прозвучала в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и др. городах – программа не только художественно-яркая и слушательски-привлекательная, но и некая целостная «вещь в себе», таящая немало скрытых смыслов.

Внимательный слушатель не может не заметить, что новая программа Евгения Бушкова сама имеет музыкальную форму. Семь произведений программы следуют принципу концентрической симметрии (ABCDCBA), где центральное место занимает «Либертанго» А. Пьяццоллы. Так проступают очертания «совершающегося ныне» трудного пути к свободе, и тема «приглашения на танец» обретает не только художественный смысл.

* Шлагобер – венское лакомство, торт со взбитыми сливками.

Дата публикации
03.02.2012 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме