• Афиша и новости
    культурного Белгорода
 

Новости и обзоры событий культурного Белгорода



49-й филармонический сезон открыт!

1 октября, в Международный день музыки, в Большом зале Белгородской государственной филармонии традиционным большим симфоническим концертом оркестр под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина открыл очередной творческий сезон.

В программе — произведения главного юбиляра 2015 года П. И.Чайковского: 6-я симфония и 1-й фортепианный концерт. Солист — лауреат международных конкурсов Борис Березовский (Москва).

Вступительная официальная часть в этот раз была сильно сокращена. В своём выступлении директор филармонии Светлана Боруха лаконично и ёмко обрисовав особенности предстоящего предъюбилейного концертного года, предоставила слово Её величеству музыке Чайковского. И было зачем — первый концерт сезона стал и его первым слушательским потрясением.

7 октября это выступление симфонического оркестра БГФ под управлением Рашита Нигаматуллина с Борисом Березовским будет звучать в столице, в зале им. П. И.Чайковского, открывая один из абонементов Московской филармонии. А 1 октября те белгородские слушатели, кто плотно заполнили ряды Большого зала БГФ, испытали одно из высочайших художественных наслаждений от исполнения, казалось бы, хрестоматийных, до последней чёрточки известных музыкальных шедевров великого гения русской музыки.

В недавнем интервью газете «Санкт-Петербургский музыкальный вестник» Рашит Нигаматуллин сказал: «Не важно, что ты играешь, важно — как ты это делаешь». Именно это «как» стало главным нервом вчерашнего незабываемого вечера.

6-я симфония Чайковского под управлением Рашита Нигаматуллина прозвучала не только как трагическая исповедь неразрешимых противоречий мятущейся человеческой души, но и как катастрофический апокалипсис, грозно надвинувшийся на современную жизнь.

Дирижёр подчёркнуто резко противопоставляет два полярно противоположных образных пласта четырёх частей симфонии. Миру тишины, любви, устойчивости, уюта (2-я тема 1-й части, вся 2-я часть) противостоят безжалостно разрушающие этот мир безликие силы зла и хаоса.

Поэтому центром и кульминацией симфонии Р. Нигаматуллин делает маршевую 3-ю часть с её образом-идеей беспредметной и всепоглощающей борьбы всех со всеми. Отсюда финал с его покорностью и смирением — после всех судорожных импульсивных попыток уцепиться за бытие, за существование — перед лицом исчезновения, растворения в небытии...

Не удивительно, что после этого концепционно-глубокого, живого, дышащего, изумительного по звуковой отточенности исполнения знаменитого шедевра Чайковского в зале около минуты стояла полная тишина...

Во втором отделении зал приветствовал впервые выступившего в Белгороде выдающегося российского пианиста, всемирно известного Бориса Березовского. Коренной москвич и потомственный музыкант в третьем поколении, Б. Березовский начал свою пианистическую карьеру с блестящей победы (1-е место) на IX Международном конкурсе им. Чайковского в 1990 г.

Приезд в Белгород Бориса Березовского, выступающего с лучшими оркестрами России и мира, — знаковое событие для города, показатель высочайшего уровня белгородского симфонического оркестра.

Борис Березовский — пианист феноменальной технической оснащённости и универсальных репертуарных пристрастий, в центре которых, по его собственному признанию, — русская музыка.

Такой мощи и технического великолепия, в частности, таких октав, с одной стороны, а с другой — такой простоты и лирической исповедальности на сцене Большого зала БГФ, где 1-й концерт Чайковского звучит не редко, давно слышать не приходилось.

Бросается в глаза сходство индивидуальностей Бориса Березовского и Рашита Нигаматуллина, коренящееся в силе их непререкаемой исполнительской убедительности и совершенном владении своим исполнительским аппаратом. Это подарило вчера белгородским слушателям одно из лучших слышанных нами исполнений 1-го фортепианного концерта Чайковского.

Отвечая на «бисы» восторженного зала, Борис Березовский успокоил публику и попрощался с ней исполнением пьес из «Времён года» («Июль», «Август», «Сентябрь»), в которых слушатели смогли ещё раз полюбоваться чистотой и красотой пианистического мастерства прославленного музыканта.


Дата публикации: 02.10.2015