Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Белгородские премьеры филармонии

18 марта в Большом зале Белгородской государственной филармонии состоялся очередной (третий) концерт абонемента приглашенных дирижеров «Виват, Маэстро!». Симфоническим оркестром БГФ, который сыграл симфонические поэмы Б. Сметаны «Влтава», А. Дворжака «Полудница» и – впервые! – Симфонию №2 московского композитора Андрея Семенова вновь дирижировал маэстро из Москвы заслуженный артист РФ Евгений Бушков.

Привычное спокойствие и мягкость главной темы (реки) в знаменитой поэме Сметаны у Евгения Бушкова окрасилось тонами беспокойной энергии, отчего все последующие картины-эпизоды сделались рельефней, живописней, четче и выразительней.

Симфоническую поэму Дворжака «Полудница» белгородцы слышали впервые. «Полудница» входит в число четырех поэм, написанных в 1896 году вскоре после возвращения Дворжака на родину из Америки. Сюжет их композитор взял из сборника народных баллад, обработанных поэтом Карлом Яромиром Эрбеном. Сюжет чешской баллады «Полудница» сходен с сюжетом немецкой баллады «Лесной царь» (стихи И.В. Гёте, муз. Ф. Шуберта). И там и там смерть (в разных обличиях) похищает ребенка: у отца − ночью («Лесной царь»), днем – у матери («Полудница»).

Дворжак в «Полуднице» натуралистически отражает детали сюжета и следует за сюжетом баллады Эрбена, где фантастика вторгается в быт, переплетается с ним, и, в конце концов, побеждает.

Заслуженный артист РФ Евгений Бушков

Вот мальчик (тема кларнета) играет с петушком (гобой), вот его мать пытается утихомирить ребенка (весь оркестр). Вот второй раз повторяется весь эпизод с расшалившимся ребенком, но на этот раз – о, ужас! – появляется ведьма – Полудница: стоп-сигнал у меди, ползучие струнные под сурдиной РР (страх и оцепенение), сама ведьма – маленькая, коричневая, ковыляет, опираясь на палку.

Бас-кларнет и фагот в низком регистре переходят в основную тему Полудницы у всего оркестра. После долгих попыток вырвать ребенка у ведьмы поэма заканчивается торжественным гимном смерти (не будем забывать, что Дворжак в своей жизни пережил смерть троих своих детей и в 1896 году ему было отпущено восемь лет жизни).

Оркестр и Евгений Бушков сыграли эту трагическую музыкальную балладу с истовой убедительностью народных верований и всеми подробностями музыкальной живописи, нарисованной великим мастером, который был «образован из неблагоприятных обстоятельств и победоносно вышел из борьбы с ними».

Премьеру симфонии №2 в 4-х частях (2003 г.) Андрея Семёнова ожидали с опасением, как всякое новое сочинение незнакомого белгородцам автора. Но Симфония (перед исполнением которой автор передал благодарность оркестру БГФ и Евгению Бушкову) оказалась не только не страшным и непонятным звуковым «чудом-юдом», но сочинением, которое «не выдумано из головы», а отражает серьезные размышления ее автора.

Первое впечатление от симфонии Семенова – она родилась не из эгоистической себялюбивой прихоти таланта, в ней есть нечто, отражающее нашу сегодняшнюю жизнь. Её понятный мелодичный музыкальный язык и спокойно-внятная манера обращения со слушателем, ее классическая четырехчастная конструкция цикла как бы апеллирует к давно исчезнувшей из современной музыки (как и жизни) цели: покою и устойчивости. Может, это и есть предвосхищение будущего?

Дата публикации
19.03.2011 г.
Автор

Новости по теме