Новости и обзоры событий культурного Белгорода



В Белгороде прозвучала музыкальная классика Америки

Очередной концерт абонемента «Виват, Маэстро!» прозвучал в Большом зале Белгородской государственной филармонии 23 марта. Симфонический оркестр БГФ под управлением американского дирижёра Уинстона Фогеля и участием лауреата международных конкурсов, солиста Московской филармонии Игоря Фёдорова (кларнет) сыграли — всё впервые в Белгороде — сочинения Аарона Копленда (1900–1990) и Сэмюэля Барбера (1910–1981).

Это был вечер свежих и ярких впечатлений от музыки давно и хорошо известной во всём мире, но с которой белгородский оркестр и его слушатели соприкоснулись впервые. Белгородцам, конечно, памятна звучавшая два года назад (апрель 2010 г.) в Овальном зале программа американских симфонических «шлягеров» (Гершвин, Бернстайн, Вила-Лобос, Пьяццолла) под управлением Рашита Нигаматуллина. Вчера «лицо» американской музыки представляли две другие ведущие фигуры XX века, композиторы очень разные, но оба при жизни получившие широкое национальное и международное признание.

«Старейшина» американской композиторской школы А. Копленд (настоящая фамилия — Каплан) родился в эмигрантском пригороде Нью-Йорка в еврейской семье выходцев из дореволюционной Литвы. Начав занятия композицией у знаменитого Рубина Гольдмарка в Нью-Йорке, он затем продолжил их во Франции у не менее знаменитых Поля Видаля и Нади Буланже.

В Белгороде прозвучала музыкальная классика Америки

Отчётливость, ясность и уравновешенность его музыки, быстрая и лёгкая смена богатых настроений, сильная патриотическая нота, современная европейская композиторская техника синтезирована с американскими фольклорными традициями, прежде всего джазом, уже в 20-е гг. привлекли к музыке Копленда внимание выдающихся исполнителей. В 1925 году его сочинение включает в репертуар Бостонского симфонического оркестра Сергей Кусевицкий.

В концерте в Белгороде прозвучали сочинения Копленда, созданные в послевоенные 40-е годы — 4хчастная сюита из балета «Родео» и одночастный Концерт для солирующего кларнета, струнного оркестра, арфы и фортепиано.

С Игорем Фёдоровым белгородские слушатели встречаются во второй раз. Если для первого знакомства в октябре 2010 года И. Фёдоров выбрал самый знаменитый Концерт для кларнета Ля-мажор В.А. Моцарта (1791 г., т.н. «Штадлеровский»), то в концерте Копленда (1950) И. Фёдоров показал себя в ипостаси азартного джазмена, радостно предающегося свободе джазовой импровизации.

В Белгороде прозвучала музыкальная классика Америки

Его кларнет — чистый, точный, отчётливо «точечный»; то резкий, то мягкий; то энергично-стремительный, то невесомо-плывущий; с внезапными «кошачьими» ударами-акцентами — завораживал и восхищал, как в концерте Копленда, так и в сыгранном на «бис» джазовом «Интермеццо» Александра Цфасмана. Теперь белгородцам остаётся ждать превосходного солиста Московской филармонии в пока неизвестном им качестве ансамблиста (а, возможно, и дирижёра?).

Во втором отделении звучали сочинения Сэмюэля Барбера: два фрагмента из балетной сюиты «Медея»; 6-частная сюита из балета «Сувениры» и увертюра к комедии Р. Шеридана «Школа злословия». «Бисом» был торжественный звёздно-полосатый «Марш» Джона Сузы.

Симфоническая музыка С. Барбера не случайно охотно исполняется ведущими американскими и европейскими оркестрами. Превосходную оркестровую ткань его музыки высоко ценили С. Кусевицкий, Ю. Орманди, Л. Стоковский, А. Тосканини. Разнообразная, невероятно богатая подробностями оркестровка С. Барбера отражает экспрессивный, лирико-драматический стиль музыки её автора.

Так получилось, что за большей частью программы встаёт история американского балета XX века. «Размышления Медеи» и «Танец Медеи» из сюиты С. Барбера представили драматический образец стиля композитора, дважды лауреата Пулитцеровской премии. Балет был написан в 1946 году по заказу тогда уже знаменитой американской танцовщицы Марты Грэхем (1894–1991), создательницы стиля танца модерн.

М. Грэхем — выдающаяся танцовщица и хореограф, основавшая собственную труппу — тяготела к воплощению трагических женских образов библейских и античных мифов (Юдифь, Иродиада, Федра, Иокаста, Медея, Клитемнестра и др.). По заказу М. Грэхем писали музыку для её постановок многие современные композиторы, в том числе и Сэмюэль Барбер.

Увертюра к комедии «Школа злословия» — совершенный образец ясности формы и романтически-прозрачной великолепной оркестровки — одно из двух самых известных сочинений Барбера (второе — Adagio для струнного оркестра).

Другое имя, возникающее в связи с музыкой С. Барбера — Джордж Баланчин, выходец из России, руководивший одной из самых знаменитых балетных трупп XX века, «Нью-Йорк сити балле» (1946). Баланчин попал в Америку благодаря большому любителю балета, промышленнику и меценату Линкольну Кирстайну, организовавшему после войны знаменитую впоследствии труппу Баланчина.

Балет «Сувениры» (1952) — одна из первых постановок Баланчина. Музыка была заказана С. Барберу, который оркестровал свою танцевальную сюиту для фортепиано в 4 руки. Её части представляют собой популярные бытовые танцы: вальс, танго, галоп и тустеп (американская разновидность польки).

Динамичная, жизнерадостная, своеобразная и прочно опирающаяся на европейские традиции американская симфоническая классика XX века встретила очень радушный приём у белгородской публики.

Конечно, эта новая музыка нелегко далась оркестру и не всё получалось даже на концерте, но работа с американским маэстро стала для музыкантов хорошим «мастер-классом». Масштаб же дирижёра, по выражению Уинстона Фогеля, «определяется результатом, который получается в итоге».

Итог белгородского концерта можно определить, слегка перефразировав название абонемента — «Bravo, Maestro

Дата публикации
24.03.2012 г.
Автор

Новости по теме