Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Дирижёр из Великобритании выступил с Белгородским симфоническим оркестром

26 октября в Большом зале Белгородской государственной филармонии в дирижёрском абонементе «Виват, маэстро!» с симфоническим оркестром БГФ выступил дирижёр Александр Уолкер. Прозвучали 6-я симфония А. Дворжака и Вариации на оригинальную тему («Энигма-вариации») Э. Элгара.

Интересная позднеромантическая программа (причём, исполнение симфонии Дворжака для Белгорода — премьера) и выступление известного английского дирижёра с мировым именем привлекло в зал филармонии достаточно большое количество ценителей высокой академической классики.

Те, кто помнит приезды А. Уолкера в Белгород в 2000–2001 гг., когда он находился в начале своей дирижёрской карьеры, работая главным приглашённым дирижёром симфонического оркестра Воронежской филармонии, вполне могли оценить путь, пройденный им за это время к вершинам дирижёрского мастерства.

Дирижёр из Великобритании Александр Уолкер выступил с Белгородским симфоническим оркестром

Соприкосновение с Россией у А. Уолкера, впрочем, произошло ещё раньше, в годы учёбы в аспирантуре Ленинградской консерватории у выдающегося советского дирижёра-педагога Ильи Александровича Мусина, уже тогда отметившего «выдающиеся музыкальные и дирижёрские качества» своего ученика.

Сегодня Александр Уолкер — очень известный и востребованный как в своей стране, так и далеко за её пределами дирижёр. Он дирижирует симфоническими оркестрами разных стран, руководит оперно-балетными постановками и исполнениями крупных хоровых произведений, занимается педагогикой.

Дирижёр из Великобритании Александр Уолкер выступил с Белгородским симфоническим оркестром

Исполненная в первом концерте абонемента № 7 программа — одна из тех «чистых» академических программ, которая интересна, в первую очередь, профессиональному музыкальному сообществу и пока ещё довольно тонкому слою подготовленных слушателей, но, вместе с тем, способна захватить и увлечь всякого, кто слышит в звуках жизнь сердца, души и времени.

Симфония № 6 Ре-мажор ор.60 (1881) Антонина Дворжака — одно из таких сочинений. Подытоживая т.н. «славянский» период классика чешской музыки, обладающая неповторимым дворжаковским сочетанием мужественной героики и певучей танцевальности национального фольклора, эта симфония стала первым произведением, принесшим композитору мировую известность. Её исполнение в 1883 г. в Праге, а затем сразу же — в Лондоне, Нью-Йорке, Вене и т.д. возвестило миру об удивительной музыкальности народа небольшой славянской страны в лице её самого гениального представителя.

Дирижёр из Великобритании Александр Уолкер выступил с Белгородским симфоническим оркестром

Исследователи находят в 6-й симфонии Дворжака воздействие двух самых выдающихя современных симфонистов-антиподов — Брамса и Вагнера. От Брамса — песенно- танцевальный тематизм и размах симфонического развития. От Вагнера — усиление медной группы и её роли в оркестре (в парном небольшом составе оркестра помимо двух труб и тубы играют 3 тромбона и 4 валторны, медные широко используются в зонах кульминаций в 1-й и 4-й частях).

Оркестровка изобилует перекличками между отдельными инструментами и инструментальными группами; постоянные тембровые «перекраски», когда фраза начинается у одних инструментов, а заканчивается у других требуют от исполнителей немалого ансамблевого мастерства.

Дирижёр из Великобритании Александр Уолкер выступил с Белгородским симфоническим оркестром

Поэтому забота о выигрываемости весьма сложной оркестровой партитуры ощущалась как первостепенная задача, от чего пламя музыки, в частности, огненная стремительная кода 4-й части, горело довольно-таки сдержанно, впрочем, вполне соответствуя той обстоятельной манере, в которой Александр Уолкер провёл всю симфонию.

Сегодня мы знаем, что чех Антонин Дворжак (1841–1904) и англичанин Эдуард Элгар (1857–1934) посредством музыки при жизни соприкасались друг с другом. Когда в Лондоне в 1884 г. под управлением автора исполнялась (с большим успехом) 6-я симфония Дворжака, в оркестре в группе скрипок играл опытный скрипач и молодой композитор Э. Элгар, который на рубеже веков станет главной фигурой английской национальной симфонической школы. Композитор, о котором недолюбливавший его Бернард Шоу написал: «Элгар в английской музыке занимает то же место, что Бетховен — в немецкой».

Дирижёр Александр Уолкер (Великобритания)

«Энигма-вариации» (enigma — лат. загадка), написанное в 1899 г. — рубежное сочинение как в творчестве Элгара, так и в английской позднеромантической музыке. В 14-ти вариациях композитор живо, остроумно и изобретательно рисует портреты своих друзей и знакомых, своей любимой жены Каролины (1-я вариация), свой собственный музыкальный автопортрет (14-я вариация).

Вариации Элгара первый раз прозвучали в Белгороде в 2007 г. и спустя пять лет сочинение было сыграно вновь, легко, непринуждённо, с очень ощутимым и невыразимым словами юмором, а знаменитая 9-я вариация — адажио Нимрод — оставила огромное впечатление своим лирико-гимническим великолепием.

Дирижёр Александр Уолкер (Великобритания)

Одно из самых популярных произведений романтического репертуара, «Энигма-вариации» обретают в наше время новые формы. Композиция «Clabbed to Death» в американском культовом кинофильме «Матрица» построена на темах 1-й и 12-й вариаций элгаровского цикла.

Кроме заявленной в афише концерта программы слушателей ожидал сюрприз — в начале второго отделения, перед исполнением Элгара, прозвучала небольшая лирико-пейзажная пьеса современного ныне живущего английского композитора Пола Финчема, написанная на основе музыки к неосуществлённому кинофильму. Эту безмятежно-респектабельную, в стиле «belle epoque» миниатюру, тема которой неуловимо напоминала тему «Энигмы», английский маэстро презентовал российскому городу, назвав её «Белгород–2012».

Дата публикации
27.10.2012 г.
Автор

Новости по теме