Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Максим Федотов и Олег Солдатов выступили в Белгороде

22 мая в Большом зале Белгородской государственной филармонии состоялся заключительный концерт абонемента «Виват, Маэстро!». С симфоническим оркестром БГФ выступили заслуженный деятель искусств Республики Карелия Олег Солдатов (г. Сочи) и народный артист РФ Максим Федотов (скрипка, г. Москва).

Прошедший с огромным успехом концерт с участием выдающихся российских музыкантов стал для белгородских ценителей высокой музыкальной классики настоящим праздником души.

Уже сама «укрупнённая» скандинавская программа — известный Скрипичный концерт Я. Сибелиуса и неизвестная 2-я симфония Стенхаммара — достаточно большая редкость на белгородской симфонической эстраде. Симфония Стенхаммара для Белгорода — премьера, а концерт Сибелиуса звучал здесь последний раз три года назад.

Заключительный концерт абонемента «Виват, Маэстро!» в Белгородской филармонии

Первое знакомство белгородской публики с Максимом Федотовым и Олегом Солдатовым в этой программе произвело сильнейшее впечатление и надолго останется в памяти как одно из самых ярких событий завершающегося сезона.
Геннадий Рождественский, говоря о музыке скандинавских композиторов, заметил: «Почва здесь богатая. И королём скандинавской музыки является, конечно, Сибелиус».

Проживший очень долгую (92 года) и сложную жизнь, Ян Сибелиус ещё при жизни стал музыкальным символом своей страны, Финляндии, удостоившись самых высоких прижизненных почестей.

Народный артист РФ Максим Федотов (скрипка, г. Москва)

Скрипка, как известно, была любимым инструментом Сибелиуса. Начав заниматься на ней в детстве, он мечтал о блестящей карьере скрипача-виртуоза, но этим мечтам не суждено было сбыться. В 1903–05 гг. Сибелиус написал знаменитый своей чрезвычайной сложностью скрипичный концерт, в который вложил всю свою любовь к скрипке и превосходное знание инструмента.

Занимающий самое почётное место в огромном наследии Сибелиуса, излюбленное сочинение скрипачей-виртуозов всего мира, концерт демонстрирует неисчерпаемые выразительные возможности скрипки в музыке, неповторимой своей мощью, цельностью и величественностью.

Заключительный концерт абонемента «Виват, Маэстро!» в Белгородской филармонии

Максим Федотов — скрипач, который давно стоит на вершине мирового музыкального Олимпа. «Русский Паганини», «блестящий артист и совершенный мастер», — такими эпитетами наградила его зарубежная пресса.

Скрипач родился и вырос в Ленинграде в семье дирижёра Кировского театра народного артиста РФ Виктора Федотова. Учился в Ленинградской (дирижирование — Владислав Чернушенко) и Московской (скрипка — Дмитрий Цыганов и Игорь Безродный) консерваториях, в молодые годы стал победителем крупнейших международных конкурсов скрипачей. Сегодня Максим Федотов — Президент Ассоциации лауреатов международного конкурса им. Чайковского, с 1987 г. — профессор Московской консерватории.

От игры Максима Федотова захватывает дух

От игры Максима Федотова захватывает дух. Захватывает дух от его невероятно яркого и мощного романтического «паганиниевского» темперамента, от его блистательной совершенной техники, от заострённой, современной динамичной манеры исполнения. Виртуознейшая срипичная партия концерта с двумя каденциями в первой части, с «длинным» дыханием скрипки в страстной серенаде 2-й части, со всесокрушающим могучим танцевальным натиском финала в исполнении Максима Федотова были поразительны по своей живости и энергии, почти воинственной силе и страстности в сочетании с благородством редкостно ясного и чистого звука скрипки. В ответ на овации Максим Викторович продолжил и закончил своё выступление сольным Каприсом Паганини.

Заслуженный деятель искусств Республики Карелия Олег Солдатов (г. Сочи)

Не менее впечатляющим, хотя и в совершенно ином роде, было и знакомство белгородской публики с классикой шведской музыкальной культуры начала ХХ века — 4-хчастной симфонией № 2 соль-минор В. Стенхаммара. Композитор, дирижёр, пианист и общественный деятель Вильгельм Стенхаммар (1871–1927) принадлежит к числу представителей шведского (северного) романтизма рубежа веков и является одним из создателей национальной романтической симфонии.

Испытав в молодые годы влияние Брукнера и Вагнера, Стенхаммер вскоре дистанцировался от них, найдя ориентиры в творчестве своих скандинавских современников — Карла Нильсена и Яна Сибелиуса, а также в изучении национального фольклора.

2-я симфония была написана в 1911–15 гг., когда Стенхаммар работал дирижёром созданного им симфонического оркестра в г. Гётеборге, и предназначалась для исполнения Гётеборгским симфоническим оркестром небольшого классического парного состава.

Олег Солдатов дирижирует симфоническим оркестром Белгородской филармонии

Сегодня 2-я симфония — часто исполняемое вершинное сочинение шведского классика; сочинение, отмеченное напевными мелодиями, красотой гармоний, чётко выраженным жанровым началом, классической ясностью формы, полифоническим мастерством, прозрачной и выразительной оркестровкой — всем тем, что всегда охотно и благосклонно принимается публикой.

Эту эпическую по своему складу музыку, воплощающую живописные картины северной природы, героику народного эпоса, черты национального характера современные исследователи называют «моделью скандинавского мира».

Образный строй симфонии базируется на мягком противопоставлении противоположных сфер — героики и лирики — которые с разной степенью детализации раскрываются во всех четырёх частях классического по структуре цикла. За четыре репетиции с новым дирижёром симфонический оркестр Белгородской филармонии весьма успешно представил публике новые обаятельные страницы романтического симфонизма севера Европы.

Приглашённый дирижёр Олег Солдатов принял участие в концерте закрытия абонемента «Виват, Маэстро!» в Белгороде

Уроженец г. Сочи, Олег Солдатов (р.1963 г.) — воспитанник Ленинградской школы. Он окончил дирижёрско-хоровой факультет и факультет оперно-симфонического дирижирования (профессор Равиль Мартынов), став в годы учёбы победителем конкурса дирижёров им. Тосканини в Италии.

Затем возглавлял симфонические оркестры в Томске, Ульяновске, Петрозаводске (15 лет), ныне руководит симфоническим оркестром в своём родном городе. С успехом выступающий во многих странах, год своего 50-летнего юбилея дирижёр отмечает насыщенными гастролями в городах России.

Андрей Петров охарактеризовал Олега Солдатова как «дирижёра, который при всех трудностях умеет добиваться максимального результата». Выступление в Белгороде показало дирижёрскую манеру Олега Солдатова — бережную, мягкую, эмоциональную, элегантную.

Это позволило белгородскому оркестру в симфонии Стенхаммара звучать свободно, естественно, раскованно и очень выразительно в бесчисленных соло; позволило показать своё незаурядное ансамблевое мастерство, как например, замечательное начальное пианиссимо у струнных в сложной двойной фуге финала.

 

Дата публикации
24.05.2013 г.
Автор

Новости по теме