Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Классная классика с Евгением Бушковым

«Классика — это классно!» — название цикла концертов, подготовленных дирижёром заслуженным артистом РФ Евгением Бушковым (г. Москва). 27 января в Большом зале Белгородской государственной филармонии юные и взрослые слушатели побывали на одном из концертов этого цикла, программа «Юмор в музыке» прозвучала в рамках абонемента № 5.

Евгений Бушков всегда желанный гость в Белгороде. И не только для посетителей вечерних концертов (для которых маэстро постоянно готовит самые изысканные и серьезные программы), но и для детской публики филармонии. Уже во второй раз маэстро выступает с программой в абонементе «Воскресные симфонические утренники для детей и родителей» (в прошлом концертном сезоне Евгений Бушков представлял юным слушателям премьеру — музыкальную сказку Ефрема Подгайца «Путешествие в Оркестранию»).

Евгений Бушков всегда желанный гость в Белгороде

В этот раз дирижёр (он же — автор и ведущий программы) подготовил для маленьких белгородцев экскурс в мир музыкального юмора. Концерт был открыт весьма неожиданно: под звуки медно-духовой и ударной групп оркестра — в их исполнении звучал Марш У. Пистона — дирижёр выбежал на сцену, и не участвовавшие в исполнении пьесы музыканты (струнных и деревянно-духовых групп) под управлением маэстро начали размахивать платками, нотами, шарфами, топать ногами, в общем, — вести себя весьма и весьма восторженно!..

Соло на пишущей машинке — Олег Иванов

Такое начало концерта Евгений Бушков ошеломлённым зрителям объяснил сразу — он просто хотел с самого начала разграничить юмор «околомузыкальный» (как в данном случае) и собственно «музыкальный», связанный с самой музыкой. Так, к «околомузыкальному» юмору маэстро отнёс и знаменитую «Пишущую машинку» Лероя Андерсона (соло на машинке — Олег Иванов), а после этого предложил ребятам примеры уже юмора в самой музыке.

Классная классика с Евгением Бушковым Классная классика с Евгением Бушковым

Путешествие в мир музыкального юмора открыло сочинение одного из самых серьёзных и почитаемых композиторов — И. С. Баха. Как оказалось, и он был не прочь пошутить, но делал это, как пояснил Евгений Бушков, в рамках своего времени и стиля (в лёгкой и воздушной «Шутке» из Второй оркестровой сюиты солировал юный белгородский музыкант Константин Зенин, флейта).

Программа «Юмор в музыке» Евгения Бушкова в Белгородской филармонии

Следом за Бахом проследовали венские классики — Гайдн и Моцарт, которые тоже были весьма остроумными композиторами и не упускали случая удивить публику своего времени (прозвучали финал из 94 симфонии Гайдна и «Музыкальная шкатулка» Моцарта).

Лауреат международных конкурсов Эвелина Бакларова Классная классика с Евгением Бушковым

Юмор Гайдна и Моцарта продолжил другой венский композитор, Иоганн Штраус. Его «Прогулка в пончиковом лесу» (версия названия маэстро, в оригинале — полька «Кукушка») не оставила без улыбки ни одного зрителя, особенно — нежное «ку-ку» от Сергея Коваленко, с легкостью переквалифицировавшегося из первоклассного литавриста в первоклассную кукушку.

Концерт продолжила музыка Густава Малера — полная едкой иронии медленная 3 часть из Первой симфонии, где композитор изобразил траурное шествие зверей, хоронящих охотника. Знаменитый канон «Братец Яков», положенный Малером в основу этой части, Евгений Бушков даже разучил вместе с залом, поделив его для этого на две части.

После Малера (которого, кстати, дети слушали более чем просто внимательно) эстафету музыкального юмора переняли отечественные композиторы. Прозвучали Гавот из «Классической симфонии» С. Прокофьева (с весёлой и непредсказуемой игрой тональностями) и Финал из Скрипичного концерта Д. Шостаковича (солистка — лауреат международных конкурсов Эвелина Бакларова), помеченный в нотах как «Бурлеска» (дирижёр даже признался, что когда сам играл этот концерт в юном возрасте, то думал, что «Бурлеска» происходит от слова «бурлить», чего в этой музыки, по его словам, очень много).

 Концертино для большого барабана (солист — Михаил Тополиди)

Эстафету советских композиторов принял современный автор. Впервые в Белгороде было исполнено сочинение А. Семенова — Концертино для большого барабана (!) с оркестром. Евгений Бушков заверил ребят, что на самом деле произведение это серьёзное, написанное по всем законам концертного жанра, но оно заслуживает исполнения в этой программе хотя бы потому, что солирует в нём большой барабан. И действительно, развёрнутое концертино (с каденцией солиста) было сочинением серьёзным, но мастерски обыгранное оркестром и солистом Михаилом Тополиди, оно вызвало немало восторгов у ребят и их родителей.

Не менее ярким было выступление Павла Павлова на мундштуке от тубы – оказалось, что эта маленькая деталь большого инструмента весьма достаточна, например для того, чтобы исполнить «В лесу родилась ёлочка» звуком, породившим взрыв смеха у ребят.

Бис маэстро

Концерт завершился овацией зала и в награду за прекрасное «музыкальное» чувство юмора белгородские зрители были награждены пьесой… «Футбольный матч» В. Беляева, где не вовремя вступивший с ударом тарелок музыкант даже получил от дирижера красную карточку.

Остается признать вслед за Евгением Бушковым: «Классика — это классно!».

Дата публикации
28.01.2013 г.
Автор

Новости по теме