Новости и обзоры событий культурного Белгорода



«Путешествие в Оркестранию» на сцене Белгородской филармонии

29 января в Большом зале Белгородской государственной филармонии во втором концерте абонемента «Воскресные симфонические утренники для детей и родителей» состоялась премьера современной музыки для детей. Музыкальную сказку композитора Ефрема Подгайца (он же – автор текста) «Путешествие в Оркестранию» исполнил симфонический оркестр белгородской филармонии под управлением заслуженного артиста РФ Евгения Бушкова (г. Москва).

В концерте приняли участие и приглашённые солисты – актёр московского академического молодёжного Малого театра Андрей Бажин (художественное слово) и лауреат международных конкурсов Влада Бережная (скрипка, Белоруссия).

«Путешествие в Оркестранию» на сцене Белгородской филармонии

Ефрем Подгайц (род. 1949 ) – заслуженный деятель искусств РФ, заведующий кафедрой композиции Московского государственного музыкально-педагогического института им. М.М. Ипполитова-Иванова, член правления Союза московских композиторов.

Он – автор более 200 произведений в различных жанрах, которые широко исполняются ведущими музыкантами в городах нашей страны, Европы, США, Японии. Музыка для детей – особая, постоянная и очень востребованная область творчества Е. Подгайца. Первое и (пока) единственное знакомство белгородской детворы (а также и взрослой публики) с очень известным сочинением московского композитора оставило прочный след восхищения перед любовно созданным и любовно исполненным музыкальным чудом.

Актёр московского академического молодёжного Малого театра Андрей Бажин (художественное слово) Лауреат международных конкурсов Влада Бережная (скрипка, Белоруссия)

Оказывается, можно (в продолжение традиции) заново просто и увлекательно, без малейшей нравоучительности и псевдоглубокомыслия, ненавязчиво и, в то же время, глубоко и точно рассказать и показать детям (равно как и взрослым) такую сложную вещь как симфонический оркестр.

Слово (сюжет сказки) и музыка, соединённые в единое целое, в то же время обладают значительной автономией. Похоже, что сказочная история о жителях четырёх королевств, живущих в сказочной Стране Оркестра (Оркестрании) может существовать и без музыки, но если в сказке идёт речь о жителях музыкальной страны, где разговаривают музыкальными звуками, то в литературно-музыкальном повествовании музыка в решающие моменты сюжета (поединок, смерть героя, свадьба) начинает играть главенствующую роль.

Заслуженный артист РФ Евгений Бушков

«Путешествие в Оркестранию» было написано в 1997 г. и на следующий год на премьере сказки в Московском детском музыкальном театре им. Наталии Сац она была поставлена как пьеса с действующими лицами, в костюмах и декорациях.

Самое замечательное в замечательном белгородском исполнении было то, что музыка и слово прекрасно обходились без визуального ряда, заставляя вслушиваться в живую и точную образность самой музыки, заставляя работать воображение и фантазию и – в зависимости от музыкальной подготовленности – непроизвольно оценивать близкую собственным ощущениям музыкальную фантазию автора.

«Путешествие в Оркестранию» на сцене Белгородской филармонии

Какими запоминающимися и непохожими были эпизоды беззаботных игр жителей Королевства Ударных, любовные переживания Принцессы Скрипки и Принца Кларнета, музыкальные портреты других музыкальных героев, воинственное шествие жителей Королевства Медных, сцены поединков, смерти и воскрешения, финальная картина свадебного веселья.

Понятная, человечная, простая и очень добрая сказка Е. Подгайца замечательна ещё и тем, что возрастной порог её слушательского восприятия начинается почти в младенческом возрасте и заканчивается в самом преклонном.

«Путешествие в Оркестранию» на сцене Белгородской филармонии

В Большой зал Белгородской филармонии любящие мамы приводили своих любимых чад в возрасте 2,5 – 3-х лет и на протяжении 40 минут в зале на обоих представлениях не было слышно ни плачей, ни капризных детских криков. А ведь любой педагог знает, что занять внимание 4-хлетнего ребёнка на протяжении даже 15 минут – очень трудная задача.

Также невероятно широк диапазон музыкальной подготовленности слушателей «Путешествия в Оркестранию». В зале было немало слушателей, которые следили, в основном, за сюжетной канвой сказки, но было и много музыкально-подготовленных слушателей, способных оценить великолепный показ всех возможностей всех инструментов симфонического оркестра.

С помощью Евгения Бушкова – дирижёра и ведущего – маленькие слушатели подошли к самому порогу сказки. На этом пути дирижёр рассказал, как называются инструменты самой малоизвестной ударной группы, показал, как они звучат и заодно выяснил, как далеко у данной аудитории простираются познания в области других инструментов симфонического оркестра. А потом началась сказка. 

 Евгений Бушков проводил белгородских детей в «Оркестранию»

Подобно другим крупным музыкантам его поколения (например, дирижёру Владимиру Понькину), Евгений Бушков в последнее время много занимается музыкальным просветительством, о чём говорят многие, но делают очень немногие.

Евгений Бушков – автор и ведущий одного из самых востребованных абонементов Московской филармонии «Классика – это классно!». Именно благодаря ему в Белгороде состоялась премьера «Путешествия в Оркестранию».

В долгих благодарных аплодисментах белгородской публики прочитывалось – «Браво, маэстро Евгений Бушков!». Когда музыканты такого уровня как Евгений Бушков талантливо занимаются музыкальным просветительством, привлекая лучшие отечественные сочинения ныне живущих и плодотворно работающих композиторов, – это вселяет надежду на лучшее будущее не только музыкальной классики.

Дата публикации
30.01.2012 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме