Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Концерт-презентация «Русского гитарного квартета» в Белгороде

30 января в Малом зале Белгородской государственной филармонии с успехом прошёл первый в Белгороде концерт коллектива молодых музыкантов из Москвы — Русского гитарного квартета. В программе концерта — классический и современный русский и зарубежный гитарный репертуар, обработки популярных мелодий, джаз-, рок- и фолк-музыка для гитары, а также гитарные сочинения белгородских авторов.

Русский гитарный квартет — уникальный исполнительский проект четырёх молодых гитаристов, лауреатов международных конкурсов Юрия Алешникова, Марии Охотиной, Владимира Гапонцева и Анны Иноземцевой. В январе текущего года ансамбль отметил годовщину своего возникновения, а в марте исполняется год с момента их успешного концертного дебюта на сцене Государственного Литературного музея в Москве.

Концерт-презентация «Русского гитарного квартета» в Белгороде

Русский гитарный квартет, подобно аналогичным российским и зарубежным коллективам (таким как Смоленский гитарный квартет, Балтийский гитарный квартет, гитарный квартет «Фортиссимо», Германия) является автономным концертным коллективом, самостоятельно организующим свои концерты. Ансамбль выступает в различных гитарных амплуа (соло, дуэтом, квартетом), а также в сотрудничестве с другими инструментальными коллективами (например, гитара в сочетании со струнным квинтетом).

Юрий Алешников

Художественный руководитель коллектива — Юрий Алешников. Он разрабатывает исполнительские проекты и, вместе с Владимиром Гапонцевым, является организатором выступлений, среди которых заслуживает быть отмеченным частично уже состоявшийся абонемент квартета 2012–2013 гг. в Московском Доме журналиста, где артисты дают четыре сольных и два ансамблевых вечера гитарной музыки.

Концерт-презентация «Русского гитарного квартета» в Белгороде

Московско-белгородский состав участников квартета определил и некоторые особенности их концертной географии за минувший год. Так, в конце ноября 2012 г. квартет выступил и дал мастер-классы на XV Белгородском Международном фестивале гитарной музыки. Но встреча с белгородскими слушателями на филармонической сцене у них — впервые.

Концерт-презентация «Русского гитарного квартета» в Белгороде

В связи с этим нельзя не сказать о том, что классическая гитара давно и прочно «прописалась» в Белгороде благодаря Евгению Алексеевичу Алешникову, отцу и первому учителю и наставнику Юрия. Евгений Алешников был организатором (1997 г.), руководителем и участником белгородского ансамбля (квартета) гитаристов, благодаря которому ведущие мастера современной российской гитары — Игорь Рехин, Никита Кошкин, Александр Виницкий — стали постоянными гостями Белгорода.

Концерт-презентация «Русского гитарного квартета» в Белгороде

Вряд ли кто будет спорить, что гитара — это тот музыкальный инструмент, в популярности с которым не может соперничать никакой другой. Перед обаянием гитарного звучания, перед неисчерпаемой душевной выразительностью гитарной игры трудно устоять, а кажущаяся доступность овладения игрой на гитаре питает всё не убывающую армию её поклонников. Сегодня мир классической концертной 6-струнной гитары необъятен и разнообразен, и Юрий Алешников считает, что исполнители-профессионалы и гитаристы-любители, и поклонники гитарной игры могут «вместе сделать мир гитарной музыки ещё интереснее».

Концерт-презентация «Русского гитарного квартета» в Белгороде

Одни из самых интересных страниц этого мира в прошлом и настоящем, в общенациональном и локальном (белгородском) ракурсе предстали перед очень заинтересованными слушателями на концерте 30 января, тем более, что комментировал программу (что особенно ценно для «нефанатов» гитары) Юрий Алешников.

Концерт-презентация «Русского гитарного квартета» в Белгороде

Программу начинала русская советская гитарная классика (В. Шебалин, А. Иванов-Крамской) как дань уважения «отцам-основателям» русской классической гитары (Юрий напомнил, что Александр Васильевич Иванов-Крамской был создателем первого в Московской консерватории класса классической гитары).

Традиционный музыкальный язык гитары середины ХХ века сменился калейдоскопом образов и стилей (фолк, рок, джаз, ориент) современной гитарной музыки и языковыми изысками в сочинениях наших современников.

Концерт-презентация «Русского гитарного квартета» в Белгороде

Это джаз для гитары в пьесах Игоря Рехина и Александра Виницкого; авангардная обработка русской плясовой мелодии («Танец скоморохов») живущего сейчас в Германии уроженца Сибири Константина Васильева; фестивальный модерн болгарского композитора Атанаса Уркузунова «Изломанный танец» («Broken Dance»); «Смена караула» легенды современной российской гитары Никиты Кошкина (оригинальная пьеса для квартета гитар была написана для Эдинбургского гитарного фестиваля 1995 г.); поэтичная стилизация «Песня Короля Артура» Андрея Ливады и «Рок-токката» Артёма Усачёва, молодых московских музыкантов белгородского происхождения; «Восточный танец» челябинского композитора и гитариста, создателя и участника «Уральского Трио гитаристов» Виктора Козлова; гитарные фантазии белгородского балалаечника и композитора, одного из первых энтузиастов гитары в Белгороде Виктора Щербакова.

Стоит отметить, что в программе были произведения, написанные специально для белгородских гитаристов (юмореска в джазовом стиле «Oxford Street» И. Рехина была посвящена гитарному квартету Евгения Алешникова), а в концерте квартета Юрия Алешникова прозвучала сделанная Евгением Алексеевичем Алешниковым обработка для квартета знаменитой мелодии «Bessa me mucho» К. Веласкес.

Русский гитарный квартет — очень молодой ансамбль, но уже сейчас их игра настолько выверена и слажена, что кажется, будто звучит один инструмент, обладающий множеством тембров и красок. Хотелось бы отметить и их красивый, мягкий, как бы приглушённый «интеллигентный» звук, владение которым в пределах сравнительно небольшой динамической шкалы свидетельствует о незаурядном мастерстве молодых исполнителей.

Дата публикации
01.02.2013 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме