Новости и обзоры событий культурного Белгорода
Два века флейты и гитары на сцене Белгородской филармонии
18 января Белгородская государственная филармония приглашает обладателей абонемента «Камерные вечера» на третий концерт цикла. В программе концерта нельзя не отметить плавного соединения наступившего Года Италии в России (композиторы Мауро Джулиани, Никколо Паганини) и минувшего Года Испании в России (Максимо Диего Пухоль, Астор Пьяццолла).
Исполнители – молодые ведущие солисты филармонии лауреаты международных конкурсов Дмитрий Филатов (флейта), Юрий Алешников (гитара) и заслуженная артистка РФ Нина Стрижова (меццо-сопрано).
В исторической перспективе двух веков – от начала 19 до конца 20 вв.– дуэт «флейта-гитара» исполнит сочинения авторов, сфера известности которых у публики связывается обычно с одним инструментом (скрипкой – у Паганини, гитарой – у Джулиани и Пухоля). Следует упомянуть и о том, что это единственный концерт камерного абонемента этого сезона, где «героиней» является не инструментальная королева – скрипка, а новые, интересные, выразительные и «воздушные» сочетания флейты и гитары.
Мауро Джулиани (1781–1829), чей Большой концертный дуэт в 4-х частях откроет программу вечера – итальянский гитарист, композитор, певец и педагог – вошёл в историю музыки как основоположник игры ни классической (испанской) гитаре. В детстве, овладев игрой на скрипке, флейте, виолончели, он остановил свой выбор на гитаре, на которой самоучкой выучился играть настолько хорошо, что к 20 годам был признан лучшим гитаристом Италии.
Он выступал с концертами во многих странах Европы ( в том числе и в России), вызывая восторг у своих современников-музыкантов. Бетховен называл виртуозную гитару Джулиани «маленьким оркестром» и написал для него несколько гитарных сочинений. «Школа игры на гитаре» М. Джулиани, выдержавшая более ста изданий в разных странах, до сих пор используется в педагогической практике.
Несмотря на два века, прошедшие со времён жизни выдающегося итальянского гитариста-виртуоза, его мелодичная и темпераментная музыка не затерялась в мощном потоке следующих поколений гитарных исполнителей и является классикой гитарного репертуара.
Концертная соната Ля-мажор ор. 61 в 3-х частях для гитары и флейты написана в последний период жизни (1835–1840) гениального итальянского скрипача Никколо Паганини. Она посвящена дочери Джанкарло ди Негро, покровителя и мецената великого музыканта – отсюда изящно-женственный характер музыки Сонаты.
Паганини, как и Моцарт, – редкий случай феноменальной музыкальной одарённости, проявившейся в самом раннем детстве. С 4-х лет мандолина, скрипка и гитара стали постоянными спутниками жизни большого музыканта, в жизни которого годы придворной службы сменялись длительными периодами концертных выступлений.
Жизнь Паганини – высшая точка проявления музыкального гения итальянцев, о чём Г. Гейне выразился так: «Музыка –- душа этих людей, их национальное дело. Музыка в Италии превратилась в народ, и сам народ стал музыкой». Виртуозное исполнительское искусство гениального скрипача было фантастическим, его воздействие на слушателей невероятно и необъяснимо. Искусство Паганини возвестило новую эру в исполнительстве (не только скрипичном, но прежде всего фортепианном).
Паганини превосходно владел не только скрипкой, но и гитарой, и оставил большое количество произведений для скрипки и гитары ( в которых партию скрипки может также исполнять и флейта). Романтический пафос, пластичность кантилены, мелодическое богатство, виртуозный размах и увлекательное развитие ярких музыкальных образов характеризуют эту Концертную сонату.
Максимо Диего Пухоль (Maximo Diego Pujol – другой вариант перевода фамилии на русский язык – Пуйоль) – современный классический гитарист и композитор, родился в Буэнос-Айресе в 1957 г. Образование (как гитарист и композитор) получил в частной консерватории Хуана Хосе Кастро и как исполнитель-гитарист удостоен многочисленных призов на национальных и международных конкурсах. Его сочинения, хорошо известные в испаноязычном мире, сегодня завоёвывают и российскую концертную эстраду. Сюита «Буэнос-Айрес» отражает влияние А. Пьяццоллы, используя подобным же образом танго как ведущий стиль исполнения.
Инструментальная «История танго» и «Испанские песни» (в исполнении Нины Стрижовой) знаменитого и очень репертуарного сегодня Астора Пьяццоллы завершат камерный вечер. Дуэт для флейты и гитары «История танго» в 4-х частях (ч.1 – Бордель, ч.2 – Кафе 30-х гг., ч.3 – Ночной клуб 60-х гг. и ч. 4 –Танго сегодня) прозвучит на белгородской сцене впервые.
Чтобы пояснить названия частей, придётся слегка углубиться в историю аргентинского танго конца 19– 20 вв. Этимология (происхождение) слова «танго» до сих пор не прояснена окончательно, но многие согласны с тем, что и сам танец, и сопровождающая его музыка возникли в Аргентине на исходе 19 века, когда в страну хлынул поток иммигрантов из Европы.
Новоприбывшие скапливались на окраинах портовых городов – Буэнос-Айреса и Монтевидео, сливаясь с представителями местного «дна». Именно здесь произошло слияние разнонациональных музыкальных и танцевальных форм – кубинской хабанеры, испанского (андалузийского) танго, аргентинских пайяды и милонги, афро-аргентинского кандомбе. Из этой гремучей смеси возникло аргентинское танго.
В первое время танго не выходило за пределы публичных домов в трущобных окраинах Буэнос-Айреса, но постепенно, благодаря шарманщикам и музыкантам-иммигрантам, оно проникло в многочисленные кафе аргентинской столицы, которые посещала «приличная» публика.
Подспудный эротизм вкупе со слегка завуалированным сексуальным подтекстом хореографии были доминантой раннего танго. «Чистая» аргентинская публика относилась к нему с нескрываемым презрением за его «низкое» происхождение. Но всё изменилось во времена Первой мировой войны, когда аргентинское танго увидели и услышали в Париже.
Вскоре увлечение новым танцем подобно эпидемии прокатилось по Европе и танго возвратилось на родину победителем, став национальным музыкальным символом, своего рода музыкальной святыней, в которую танго превратили предшественники Пьяццоллы – Карлос Гардель, Хулио де Каро, Энрике Дольфино и другие.
Выходец из семьи итальянских эмигрантов, Астор Пьяццола (род.1921) начал свой путь музыканта-исполнителя на бандонеоне (аргентинской разновидности аккордеона) в одном из самых известных танцевальных оркестров Буэнос-Айреса. Но, в отличие от своих собратьев, он стремился к серьёзному классическому образованию и получил его у известного аргентинского педагога и композитора Альберто Хинастеры в Буэнос-Айресе и знаменитой Нади Буланже в Париже, которая первая сказала, что танго – это его мир.
Вернувшись в Буэнос-Айрес, Пьяццолла создал свой собственный оркестр (позднее – небольшие инструментальные ансамбли), в котором оттачивал мастерство аранжировки «нового танго», танго для слушания, и в котором сформировались характерные особенности его музыкального стиля.
«Новое танго» встретило далеко не радушный приём у соотечественников композитора, которого считали «разрушителем святыни». Пьяццолла несколько раз покидал Аргентину и вновь возвращался. Признание к композитору пришло незадолго до смерти (1997) и пришло со стороны: зарубежные слушатели отдали ему должное как создателю нового оригинального направления высокого искусства. Последние годы жизни Пьяццолы были временем его композиторских и исполнительских триумфов.
Пьяццолла был противником мнения, что великая музыка должна быть сложной. Постоянные контакты с публикой уберегли его от «заумного» академизма, что выгодно отличает композитора от многих его современников. Музыку Астора Пьяццоллы характеризует доступность и почти кинематографическая ясность.
Именно этим объясняется его огромная притягательность для современных исполнителей, которые всегда хотят предложить публике что-то современное и, вместе с тем, достаточно понятное. Благодаря Пьяццолле танго приобрело новый облик – музыки для слушания. Облекая танго в самые современные одежды, Пьяццолла сохранил его «душу» – ничем не заменимую чувственность, «телесность». В многочисленных танго Пьяццоллы, глубоко эротичных по своей сути, найдена форма, которая отвечает вкусам всё новых поколений слушателей, привлекаемых возбуждающим «адреналиновым» действием этой музыки.
Концерт «Флейта и гитара» состоится 18 января в Малом зале филармонии. Начало в 18.30.
- Дата публикации
- 17.01.2012 г.
- Автор
- Специально для портала Афишка31, муз. обозреватель БГФ Нина Синянская (фото Антона Черева)
Топ новости
-
07 октября
Лена, не снись! Лена…
-
08 октября
Выставка о подвиге и самоотверженности защитников Родины
-
11 октября
Белгородцам показали старину в объёме
- Все новости