Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Белгородский джаз: музыканты и публика

27 октября в Большом концертном зале Белгородской государственной филармонии состоялся концерт филармонического джаз-оркестра «No comment» под управлением Владимира Уварова. 45-й сезон для оркестра юбилейный – ему исполняется 10 лет, но юбилейные торжества запланированы на февраль 2012 года, а прошедший концерт был первым выступлением оркестра в новом сезоне.

Сам Владимир Павлович в джазе 40 лет, не выезжая из Белгорода. Его детище – высокопрофессиональный big-band, без преувеличения, можно назвать музыкальной гордостью Белгорода.

В самом деле, не просто удивительно, но непостижимо, как в центре чернозёмной России усилиями одного энтузиаста и подвижника, наперекор всему, удалось вырастить такой роскошный русский вариант американского джазового мейнстрима эпохи «больших оркестров» 30-х гг. XX века.

Владимир Уваров и его big-band

Big-band – «окно в Америку» – Владимира Уварова соединяет мощную энергетику так называемого «горячего» джаза с его импровизационной природой и принцип европейской аранжировки. Джаз как исполнительское искусство высокого технического уровня, имеющее богатую и извилистую историю своего развития, и слушателя требует искушенного и подготовленного.

Поэтому каждый концерт big-banda – это еще и мини-лекции по истории джаза эпохи «больших оркестров» от их зарождения до сегодняшнего дня. И потому незаполненные места в зале не смутили Владимира Павловича, вспомнившего случай из своей молодости, когда он поехал в Харьков на концерт известного джазмена (поляка из Америки), а в зале на три с половиной тысячи мест было сорок слушателей.

Владимир Уваров годами шлифует свой оркестр как ювелир драгоценность. Его оркестр – как лучшие американские или российские образцы, на которые он ориентирован – это оркестр солистов, и каждая группа – трубы, тромбоны, саксофоны, ритм-секция – хорошо отлаженная часть большого организма.

Мультиинструменталистами выступили Александр Паточкин (саксофон, кларнет) и Влада Середина (саксофон, флейта), сам мэтр сел за электроорган в композиции «Блюз» группы GRP Band Дейва Брубека.

Все инструментальные пьесы были очень сложны технически – и начальные «Цыплята» (в стиле «фанки»), и «Сверим время» Тэда Джонса (бибоп), и очаровательно-шутливая сногсшибательная «Волшебная блоха» Сэма Нестика, и заключительная инструментальная пьеса «Пою, пел и буду петь» (свинг), и другие весьма объемные композиции из репертуара оркестров Каунта Бэйси, Дюка Эллингтона, Бади Ричи.

Елена Григорян (солистка big-band под уаправлением Владимира Уварова)

Две пьесы в испанском духе стали данью году Испании в России: «Фиеста» Чика Кореа и «Песня из Бильбао» с экстатической каденцией солирующих ударников (Олег Иванов и Андрей Корнишин) – пьесы, которые просто лучились танцевальностью.

Танцевальностью же были проникнуты выступления солистки оркестра Елены Григорян. Образ хрупкой женственности в сочетании со стальным голосом большого диапазона прекрасно дополнял естественность пластики. Но у Елены есть куда расти в области техники джазового вокала.

Концерт закончился овацией зала, публика которого являла глазу два возрастных полюса – достаточно пожилые и весьма молодые люди по преимуществу. Владимир Уваров признался, что сейчас у него гораздо меньше причин жаловаться на жизнь, но его заветная мечта осталась невысказанной. Энтузиастов-спонсоров, любящих джаз как он сам, ему явно не хватает.

Хорошо, что поездку в Курск 15 сентября на День города, где белгородцы с большим успехом играли на открытых площадках, оплатил один из курских банков. Хорошо, что 19 ноября джаз Уварова приглашен выступить в Москве на ежегодной X Всероссийской ассамблее духовой и джазовой музыки.

Может быть, и недалеко то время, когда обстоятельства будут благоприятствовать тому, чтобы big-band Владимира Уварова чаще слышался за пределами Белгорода, укрепляя достаточно высокую музыкальную репутацию города.

Дата публикации
28.10.2011 г.
Автор

Новости по теме