Новости и обзоры событий культурного Белгорода



«Героем можешь ты не быть…

…но героизму дань отдать обязан». Нельзя не начать короткий отчет о симфоническом концерте 11 февраля в Большом зале Белгородской филармонии с подобной парафразы.

Особенно если первым номером программы исполнялась знаменитая 5-я симфония до-минор Людвига Ван Бетховена – наверное, первое в истории непосредственное отражение в музыке героической темы, вдохновленной самым великим и обожествляемым современником Бетховена Наполеоном.

Позволю себе небольшое отступление. «Стоит ли становиться героем?» – размышлял вслух современный 5-летний мальчик, которому бабушка напевала про то, как «врагу не сдается наш гордый "Варяг"». И тут же сам для себя решал: «нет, не стоит».

Не будем погружаться в хорошо всем знакомые героические аспекты жизни великого немца, современника великого Наполеона, но напомним ту психологическую истину (открытую Аристотелем), что переживание героического (трагедии) в искусстве признается необходимым для «укрепления и очищения души».

Дирижер Дмитрий Филатов (фото Антона Черева)

Этой высокой цели способствовала прозвучавшая в Большом концертном зале под управлением Дмитрия Филатова музыкальная эпопея «борьбы человека с судьбой».

Молодой дирижер, безусловно, руководствовался пафосом высоких бетховенских идей и ясно обозначенной на протяжении 4-х частей драматургией. Однако, он, казалось, был бессилен вдохнуть огонь бетховенской героики местами в очень равнодушно-небрежную игру части оркестрантов.

Популярность 5-й симфонии Бетховена компенсировалось малой (в Белгороде) известностью Концерта для скрипки с оркестром (1853 г.) Р. Шумана, последнего сочинения немецкого романтика, написанного незадолго до кончины композитора (1856 г.).

Московская скрипачка лауреат международных конкурсов Юлия Игонина неоднократно солировала в Белгороде в романтическом концертном репертуаре (1-й концерт Паганини, 2006 г., Концерт Мендельсона ми-минор, 2009 г.).

Её исполнение Концерта Шумана с оркестром Белгородской государственной филармонии под управлением Дмитрия Филатова отличалось редкостным внутренним равновесием. Лирико-драматический, местами бетховенский тонус музыки (особенно в 1-й части) и умиротворенный, лирико-созерцательный покой, становящийся преобладающим во 2-3 частях, прекрасно соответствовал певучему, мягкому, гибко-разнообразному тону Юлии Игониной.

Любителям музыки будет приятно узнать, что в этом сезоне встреча белгородцев с Юлией Игониной будет не последней.

Дата публикации
12.02.2011 г.
Автор

Новости по теме