Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Музыка и время

Симфонические вечера под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина с завидной регулярностью занимают в афише Белгородской филармонии пятничные вечера. Это радует предвкушением праздников ценителей «высокой классики».

Концерт симфонического оркестра филармонии под управлением Рашита Нигаматуллина 4 февраля включал сочинения П.И. Чайковского и И.Ф. Стравинского, сочинения композиторов почти современников, но сочинения, «между которыми пропасть легла».

Гостем вечера в этот раз был любимый и хорошо знакомый белгородцам московский пианист лауреат международных конкурсов Сергей Главатских, сыгравший с оркестром 3-й фортепианный концерт П.И. Чайковского Ми-бемоль-мажор (1893).

На симфонических вечерах Рашита Нигаматуллина, как правило, концерт как жанр присутствует постоянно. И сыгранный 28 января Юрием Фавориным 5-й концерт С. Прокофьева, и исполненный 4 февраля Сергеем Главатских 3-й фортепианный концерт П.И. Чайковского в Белгороде не звучали давно.

Симфонические вечера под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина

От Сергея Главатских публика услышала то, что она и ожидала услышать – поэтически-лирическую исповедь, подкреплённую крепкой и ненавязчивой виртуозностью. Чайковский писал концерт в последние месяцы своей жизни, в его основу легли наброски неоконченной симфонии. После скоропостижной смерти Чайковского концерт завершил друг и ученик композитора С.И. Танеев.

Трёхчастный цикл стал поэтически-светлым завещанием любви к Природе, людям, Богу, поразительной антитезой трагичнейшей 6-й симфонии. Лёгкий, струящийся, без малейшей экзальтации свет, который лился из-под пальцев С. Главатских и оркестра естественно, тонко и сдержанно, был принят публикой вежливо, но не более того.

Событием колоссального значения для музыкального Белгорода надо назвать первое исполнение в Белгороде музыки балета Стравинского «Весна священная».

По словам современников этой партитурой Стравинский взорвал всю предшествующую музыкальную вселенную и выпустил но свободу такой арсенал новых музыкальных приёмов, что его освоение стало делом целого столетия.

Исполнению «Весны священной» в Белгороде предшествовали исполнения двух первых «парижских» балетов Стравинского: в 2006 – «Жар-птица», в 2008 – «Петрушка», а в начале этого сезона оркестр БГФ сыграл «Симфонию в трёх движениях».

Благодаря систематической и постоянной работе Р.Г. Нигаматуллина со своим оркестром над симфонической музыкой Стравинского, в Белгороде впервые звучат очень сложные партитуры великого новатора 20 века.

А сейчас, с появлением Большого концертного зала и благодаря большой сцене, на которой может разместиться огромный четверной состав оркестра «Весны священной» с усиленными группами духовых, редкими разновидностями духовых, расширенной группой ударных, может быть исполнена музыка для больших исполнительских составов.

Рассадка оркестра, о которой упоминалось в обзоре концерта 28 января, осталась прежней, и надо сказать, что в даже последних рядах кресел оркестр Стравинского был слышен прекрасно.

Дата публикации
05.02.2011 г.
Автор

Новости по теме