Новости и обзоры событий культурного Белгорода
Премьера «Метели» в БГАДТ им. Щепкина: Из анекдота — в поэзию, из поэзии — в фарс
В сюжетной основе рассказа «Метель» из пушкинских «Повестей Белкина» лежит, как известно, анекдот. Александр Сергеевич Пушкин превратил этот анекдот в изящную и поэтичную историю людей, не сознающих, что их ведет по жизни мудрый Рок. Режиссер Александр Огарев, поставивший «Метель» в БГАДТ имени М.С. Щепкина, решительно отвергнув поэзию, усилил анекдот до фарса.
В итоге зрители получили барышню-дворянку, читающую томик Петрарки под ультрафиолетовой лампой, в сопровождении завываний скрипки и грохота ударных. И героев Бородина, которым дамы воздают почести под песню Эдит Пиаф «Я ни о чем не жалею».
После первого действия понимаешь, что эклектика в спектакле возведена в художественный принцип. В пушкинской повести мало прямой речи, и Огарев придал спектаклю объем за счет танцев, оперы, стихотворных и вокальных вставок, а также довольно надоедливых повторений текста.
Форма в спектакле довлеет над содержанием, и фантазия Огарева неистощима. Однако произведение Пушкина, отличающееся ясной и строгой гармонией, внутренне сопротивляется насилию. Поэтому в финале мы знаем о героях еще меньше, чем в начале. Спектакль и персонажи постепенно теряют смысловую и эмоциональную целостность.
Кстати, в «Метели» мы впервые видим на сцене недавно принятых в труппу молодых актеров Н. Кранцевич (Марья Гавриловна) и А. Блискунова (Владимир). Даже несмотря на скудость драматического материала чувствуется, что ребята пришли интересные.
Довольно спорно в спектакле выглядят костюмы (художник-постановщик Т. Виданова). Герои заслуженной артистки России И. Драпкиной (Прасковья Петровна) и И. Нарожнего (Гаврила Гаврилович) при утреннем своем выходе в белых стеганых одеяниях смотрятся посетителями сауны, а русские солдаты 1812 года – какой-то немчурой...
Музыка в спектакле очень разная – от классической до попсовой. Вне конкуренции, разумеется, «Метель» Г. Свиридова. Свою роль она «сыграла» замечательно, в отличие от снежной пушки, выпустившей жиденькую струйку снежинок. Но и Свиридову отвели лишь эпизод, и не сказать, что очень к месту.
Победная, торжествующая, светлая мелодия прозвучала в самый трагический момент спектакля. А закончили пьесу, напротив, банальным величанием новобрачных.
Спектакль стоит посмотреть, он очень интересен в смысле режиссуры. Мы в Белгороде этим не избалованы. Но Пушкина жалко. Он «наше все», а стал ничем.
- Дата публикации
- 20.09.2009 г.
- Автор
- Специально для портала Афишка31, Н. Васильева (фото автора)