Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Волки и овцы, что становятся овцами и волками

8 марта в Белгородском государственном академическом драматическом театре имени М. С. Щепкина состоялась премьера спектакля «Волки и овцы» в постановке Александра Кузина, одного из самых известных театральных режиссёров России.

Итак, «Волки и овцы» — спектакль, который театр впервые играет 8 и 9 марта. В истории БГАДТ это название до сих пор не появлялось, хотя нашему зрителю оно известно по спектаклям, привозимым на гастрольные показы.

Несомненно, это важное событие для такого влюблённого в драматургию Островского театра, каким является Белгородский. Да и не теряющая актуальности пьеса к тому же написана совершенно блестяще: с чётким, но интригующим сюжетом, с прекрасно выписанными ролями, с ироническими диалогами.

Хитрая, деспотичная, но предпочитающая маску набожности помещица Меропия Мурзавецкая плетёт замысловатую интригу вместе со своим сообщником Чугуновым, имея целью женить беспутного племянника Аполлона на молодой красивой вдове Евлампии Купавиной. Воспитанница же Мурзавецкой Глафира мечтает выйти замуж за их соседа Лыняева, убеждённого холостяка с состоянием.

Купавина хоть богата, да беспечна и легко поддаётся советам и влиянию, чем пользуется и Мурзавецкая, и Чугунов, который служит у вдовы управляющим. В конце концов герои добиваются своего, но лишь частично: Глафире удаётся вскружить голову Лыняеву, но на Купавиной женится не Аполлон, а деловитый Беркутов, который вмиг разрушает все замыслы Мурзавецкой.

В спектакле сразу обращает на себя внимание декорация. Её автор Кирилл Пискунов выносит в сценическое пространство стену, одна сторона которой — имение Мурзавецкой (и тогда действие разворачивается практически на авансцене), а вторая — владения Купавиной (и в этом случае стена уходит вглубь, открывая перед нами колонны-деревья в воображаемом саду).

Потрясающее костюмное решение объединяет всех персонажей спектакля. Художник по костюмам Михаил Воробейчик одел героев в чёрно-белое, изредка добавляя желтоватые или бежевые детали. Роскошными туалетами поражает Купавина, ей не уступает перевоплотившаяся в соблазнительницу Глафира. Одеяние Мурзавецкой из строгого чёрного превращается в ослепительно-белое в гостях у Купавиной и снова возвращается в «богомольный» цвет.

В спектакле два состава. Но неизменными остаются несколько исполнителей: народная артистка России Марина Русакова (Мурзавецкая), заслуженный артист России Виталий Бгавин (Лыняев), Валерия Ерошенко (Глафира), Юлия Волкова (Анфуса), Андрей Терехов (Павлин), Роман Рощин (Горецкий). Что до других ролей, то Чугунова играют по очереди Дмитрий Евграфов и Андрей Зотов, Купавину — Дарья Ковалевская и Нина Кранцевич, Мурзавецкого — Илья Штейнмиллер и Владимир Кубриков (они же по очереди исполняют роль слуги Власа).

Но даже если в спектакле работают признанные звёзды, не всегда на сцене складывается то, что мы называем ансамблем. В «Волках и овцах» ансамбль, кажется, случился. Легко и весело артисты разыгрывают интересный сюжет Островского; текст, который практически не подвергся правкам, произносится точно, с уважением к автору, но с подкупающей естественностью.

Есть сцены, которые непременно будут сопровождаться смехом и аплодисментами: диалоги Глафиры и Лыняева, Горецкого и Чугунова, Мурзавецкой и Беркутова.

Хитра, прагматична, но бесконечно обаятельна Марина Русакова в роли Меропии Давыдовны, по выверенной игре которой нужно, кажется, писать пособие по актёрскому мастерству. Как всегда, неподражаемо харизматичен Виталий Бгавин в образе увальня Лыняева.

По-разному интересны Чугуновы — Дмитрий Евграфов и Андрей Зотов, и по-разному, но безупречно красивы и женственны обе Купавины — Дарья Ковалевская и Нина Кранцевич.

Не перестаёт удивлять своей уверенной и зрелой игрой актриса Валерия Ерошенко: её Глафира не столько кокетлива, сколько жестка и цинична — вот уж кто настоящий «волк»! Без сомнения, заслужит симпатии зрителей Клавдий Горецкий, которого Роман Рощин играет громко, «наотмашь».

Не так много драматургического пространства у Павлина (Андрей Терехов) и Беркутова (Дмитрий Гарнов, Илья Васильев), но эти артисты весьма убедительны и точны в своих ролях.

Яркими комедийными красками рисует свою нелепую Анфусу Тихоновну Юлия Волкова. Кстати, Юлию, у которой 8 марта был день рождения, особенно бурно чествовала публика на премьере.

Наконец, непутёвый, вечно подвыпивший Аполлон Мурзавецкий (эту роль режиссёр доверил сыграть совсем молодым артистам Илье Штейнмиллеру и Владимиру Кубрикову) — просто обречён на успех у зала.

Так кто же волки и кто овцы? С удивлением мы наблюдаем, как самую что ни на есть «волчицу» Мурзавецкую побеждает другой волк — сильный и хваткий Беркутов. Как настоящий «хозяин жизни» Лыняев становится кротким ягнёнком в нежных ручках (а отнюдь не волчьих лапах) вчерашней монашки, а сегодня светской львицы Глафиры.

Как хитрый, расчётливый Чугунов может управлять кем угодно, но против нахальства и алчности ничтожества Горецкого у него нет оружия. Роли меняются с удивительной скоростью. Как и в нашей жизни. Как и в нашем сегодняшнем мире, где цифры и числа постепенно затмевают мысли и слова.

Несколько лет в репертуаре белгородской драмы не появлялись пьесы Островского — самого востребованного щепкинцами драматурга. Но, право, стоило ждать, чтобы увидеть на белгородской сцене «Волки и овцы» — работу яркую, интересную, поставленную и сыгранную по канонам прекрасного классического русского театра.

Дата публикации
09.03.2018 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме