• Афиша и новости
    культурного Белгорода
 

Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Премьерный «Ужин дураков» в БГАДТ им. Щепкина: Кто Вы, месье Пиньон?

Сегодня, 26 мая, и завтра, 27 мая, — закрытие 82-го театрального сезона в Белгородском государственном академическом драматическом театре имени М. С. Щепкина. На белгородской сцене впервые будет представлена знаменитая пьеса Франсиса Вебера «Ужин дураков» в постановке главного режиссёра театра, заслуженного артиста России Виталия Бгавина.

Должно быть, не найдётся человека, родившегося в двадцатом веке, который не хохотал бы на комедиях по сценариям Франсиса Вебера: «Игрушка», «Невезучие», «Папаши», «Беглецы»… Франсис Вебер — французский кинорежиссёр и сценарист, родившийся в 1937 году.

Некоторым образом он наш соотечественник, ведь его мать, Екатерина Агаджанян, родилась в Армавире. Позже она с семьёй переехала в Санкт-Петербург, а после революции эмигрировала во Францию. В разных интервью Вебер называет свою маму армянкой, русской или русской армянкой, а о себе говорит, что ощущает себя в большей степени русским, нежели французом.

«В своё время я не захотел учить русский, стесняясь бабушки и дедушки, которые плохо говорили по-французски. Теперь сожалею! Но душа у меня наполовину славянская», — говорит «русский француз» Вебер журналистам.

С 1969 года Вебер писал сценарии телесериалов, затем сочинил историю про «Высокого блондина в черном ботинке». Написал более 40 пьес и сценариев, 10 фильмов поставил как режиссер. В середине 90-х годов XX века переехал на постоянное место жительства в Америку.

«Смотреть спектакли по моим пьесам — для меня слишком большой стресс. Вдруг мне не понравится, и я буду в печали? „Ужин с придурком“ ставили по всему миру — в России, Англии, Испании, Германии, Италии, Турции, Израиле, Японии… Но я не видел ни одного спектакля!»

В «Ужине дураков» одним из главных героев является Франсуа Пиньон. Это уникальный комический персонаж, придуманный Вебером. Франсуа — герой множества киносценариев и пьес. Самым известным его исполнителем остаётся Пьер Ришар. Нелепый, слегка занудный, вызывающий смех окружающих, Франсуа тем не менее — бесконечно добрый парень, стремящийся окружить заботой всех своих друзей и даже недругов.

И вот этот странный гость посещает богатый дом издателя Пьера Брошана, не подозревая, что приглашён хозяином в качестве… дурака. К роскошному ужину ведь должно прилагаться обязательное развлечение, и хобби Брошана — смеяться над идиотизмом какого-нибудь очередного бедолаги. Видимо, глупость Пиньона так очевидна, что приятель Брошана, не задумываясь, посоветовал тому пригласить в гости этого бедолагу, увлечённого построением моделей архитектурных сооружений из спичек.

Впрочем, внезапное недомогание хозяина дома рушит все планы, к тому же от него именно в этот вечер, как назло, уходит жена. Жестокой забаве Брошана не суждено состояться, но визит Пиньона быстро обрастает такими удивительными подробностями, что он надолго остаётся в гостях — и жизнь издателя после этого, пожалуй, не будет прежней.

В Белгороде «Ужин дураков» поставил Виталий Бгавин, и это его дебют на большой сцене БГАДТ в качестве главного режиссёра. В своём спектакле Виталий Валерьевич собрал весьма сильных артистов труппы. Прежде всего это народный артист России Виталий Стариков, которого мы привыкли видеть в серьёзных спектаклях и серьёзных ролях.

Что не отменяет комедийного дарования этого признанного мастера сцены — до сих пор ярко вспоминаются его Блэз в одноимённом спектакле, Осип в «Ревизоре», да и Подколёсина он играет по-прежнему с большим азартом.

В роли респектабельного Брошана Стариков очень убедителен, вальяжен и… в меру зол. А как не разозлиться ему на столь категорично непохожего на него визитёра! Пиньона играет Дмитрий Евграфов — самый очевидный выбор, пожалуй, поскольку артист уже много раз виртуозно проявлял себя на комедийном поприще.

Его исполнение почти фарсово: Франсуа-Евграфов, кажется, совершенно неспособен к статичности и покою, его высокая фигура в почти клоунском костюме в клетку, украшенном ярким галстуком-бабочкой, движется по сцене буквально прыжками. Артисту удаётся быть и нелепым, и добрым, и трогательным, и эмоциональным — и симпатии зрителей он завоюет несомненно.

Множество небольших, но интересных ролей других артистов сложились здесь в яркий калейдоскоп. Кристина Брошан, искренне негодующая по поводу странного увлечения супруга (героиню в очередь исполняют заслуженная артистка России Оксана Бгавина и Надежда Пахоменко).

Доктор Аршамбо — ироничный и немного циник, как и положено парижскому врачу (Илья Васильев, который сыграл, кроме того, эпизодическую роль клипмейкера и сердцееда Мено). Случайная, но чрезвычайно навязчивая пассия Брошана — ослепительная в своём индийском костюме эксцентричная, существующая в собственном фантасмагоричном мире Марлен (Нина Кранцевич).

Старый приятель издателя Леблан, обаятельный, улыбчивый, из почти врага превратившийся в лучшего друга (заслуженный артист России Иван Кириллов). Наконец, налоговый инспектор и ярый футбольный болельщик Шёваль, вначале комическая, а потом почти трагическая фигура, волей обстоятельств переживающая на наших глазах настоящую семейную драму (Андрей Зотов).

Режиссёр постарался поставить спектакль в классической манере, тем не менее попытавшись не опираться на многочисленные прочие постановки этого драматургического хита, а создать своё живое и увлекательное действие.

Даже антракт начинается в динамике — герои заняты перетаскиванием ценных вещей из гостиной Брошана, ведь вот-вот явится грозный налоговик. Интересный ход — импровизированная, похожая на лифт телефонная будка, в которой, сменяя друг друга, появляются разные персонажи. Весьма уместная находка, если учесть, что телефонные разговоры занимают довольно значительную часть сценического времени.

Конечно, нельзя не отметить и работу по подбору музыки (заслуженный работник культуры Руслан Родионов), и отдельных добрых слов заслуживает Марина Шепорнёва, выступившая в «Ужине» и как сценограф, и как художник по костюмам. Ей удалось создать на сцене настоящий дом парижского буржуа, где всё дышит роскошью и изяществом.

Спектакль, действие которого происходит под почти непрерывный смех зала, в финале вдруг обретает неожиданное, щемяще-трогательное содержание. Вдруг не хочется хохотать и аплодировать. Вдруг хочется найти в зрительном зале таких же добрых, чистых, не обижающихся на жизнь людей. Сказать им «Спасибо» — за то, что никто не сумел их заставить почернеть душой.

Нет, вовсе не дурак этот Франсуа.


Дата публикации: 26.05.2018