Новости и обзоры событий культурного Белгорода
В Белгороде: «Дали – Паганини». Браво, Маэстро»
Хотите новых сюрреалистических ощущений? 24 апреля в выставочном зале БГТУ им. В.Г. Шухова известный белгородский художник-авангардист Владимир Пронькин открывает для широкого зрителя Новый авангард, шесть направлений нового Конкретного бинокулярного искусства и его течений.
Это самая крупная выставка Владимира Пронькина, где представлены 18 его картин и 28 работ студентов Белгородского государственного института культуры и искусств – его учеников и последователей.
Конкретный поп-сюрреализм, изо-поп-абстракционизм, поп-натурализм, поп-кубоабстракционизм – не пугайтесь сложных названий.
Перед открытием выставки мы попросили Владимира Пронькина рассказать о себе и о своём искусстве.
– Владимир Иванович, в какую почву было заложено зерно будущего первооткрывателя нового бинокулярного искусства?
– Родился я на Алтае, в семье фронтовика. В связи с болезнью отца семья переехала на Кубань, где я получил разностороннее образование: играл в оркестре, занимался спортом, посещал изостудию. Окончил Кубанский государственный университет и приехал на Белгородчину. Занимался монументальным искусством, работал в Художественном фонде, участвовал в выставках.
Но, как у любого творческого человека, мыслящего нестандартно, возникли разногласия, и статус «свободного художника» стал образом жизни. Вместе с женой мы сделали около 120 монументальных работ – это большие мозаики, росписи, скульптуры, рельеф со скульптурой, рельеф с мозаикой.
Работы с различными материалами вывели мастерство на новый уровень. И здесь открылась ещё одна плоскость интересов – я занялся историей. Судьба свела меня с белгородским историком Виталием Витальевичем Рябиковым, который открыл древнейшую цивилизацию славян, образовавшуюся более десяти тысячелетий назад. Об этом открытии у меня написан ряд научных статей.
И эта тема нашла отображение в изобразительном искусстве. А в начале XXI века сложилось понимание искусства будущего – Нового авангарда, Конкретного бинокулярного искусства, которое развивалось до этого в монокулярных формах.
Его техническим аналогом стала монокулярная фотография и кино. Интуитивным прозрением бинокулярного искусства, создающего пространственные образы, встречаются в искусстве импрессионистов, Ван Гога и Гогена, Дега, Марке. Апполинер называл это четвёртым измерением.
В начале XX века появляются бинокли, стереотрубы и стереоизображения. Техническим аналогом бинокулярного искусства является стереофотография, стереокино. Оно ещё несовершенно, да и этим никто не занимается. А мы пришли к выводу, что будущее искусства – за бинокулярным пространственным искусством.
Кроме того, мы поняли, что традиционная трактовка искусства – псевдонаучна, лжива и идеологизирована. Это делалось для того, чтобы провести определённую политику в искусстве: разделить его на высокое и на искусство хулиганов, бунтарей, авангардистов.
– Получается, что ваш выбор – это бунтарское искусство?
– Мы с сыном сейчас учимся в аспирантуре технологического университета под руководством профессионального искусствоведа, д.ф.н., профессора Н.И. Шевченко. В своей работе мы сделали исследование всей эпохи развития изобразительного искусства. Старая школа искусствоведения понимает всю эволюцию изобразительного искусства как эволюцию только реалистических изображений и начинает генезис зарождения искусства с реалистических изображений в пещерах Франции, Испании, а мы открываем древнейший пласт искусства – первобытный абстракционизм.
Это мы можем видеть в эволюционной модели – рисунках ребёнка, в которых проходит всё эволюционное развитие жизни. Самое первое изображение – это великая «черкатня», что мы и называем абстракционизмом. Каждый из нас вышел из этого направления. Следовательно, оно первично, и мы в выборе не ошиблись!
– Владимир Иванович, Вы очень многогранный человек: музыкальная школа, изостудия, история, литература. Каким из своих увлечений вы живёте больше?
– Сейчас на первом месте защита диссертации, затем – издание книги о том, как город Ворсклы стал Грайвороном, и там была удивительная битва, о которой многие не знают. Все эти научные, историко-литературные труды связаны с изобразительным искусством, где и происходит переплетение жанров и направлений.
– Ваши картины не просто написаны маслом, а имеют ещё различные предметы, бумажные наклейки. Прокомментируйте: с помощью каких предметов вы создаёте свои произведения?
– Здесь начинается ещё одно направление в изобразительном искусстве, которое впервые открыл Пикассо: соединение кубизма с поп-артом, где он начинает вводить реальные предметы. Но у него плоскостной кубизм, а мы эти предметы вставляем в картину – в пространство. И если на одних картинах предметы плоские, то на других – объёмные поп- объекты.
Это новое направление и есть поп-арт. Есть поп-реализм, поп-сюрреализм, поп-натурализм – всего открыто нами 12 направлений и шесть течений. Для сравнения - у Пикассо одно направление – кубизм и два течения.
У меня есть картина «Рок-н-Ролл на рассвете», где в обычную изобразительную часть вставляются поп-предметы, но, если вы заметили, танцующие банки уходят в глубину, а нарисованные «вылетают» вперёд. Я люблю музыкальную тему, т.к. сам старый музыкант – джазист.
– Расскажите о своём музыкальном прошлом, играете ли Вы сейчас?
– Я играл с 5-го класса на ударнике, затем освоил игру на кларнете и саксофоне. К этому времени наш диксиленд стал лучшим, мы все владели искусством импровизации, допускали вольности с классическими произведениями и кубанскими казачьими песнями. Были очень популярны.
– А сейчас Вы играете?
– Иногда только во сне. Играть в оркестре – это очень серьёзное дело, нужно ходить на репетиции, участвовать в концертах. А я занимался монументальным искусством, частые разъезды, нехватка времени. Пришлось выбирать, и изобразительное искусство перевесило. Но в душе я остался музыкантом. Большая коллекция джазовой и классической музыки не позволяет забыть музыкальное прошлое. Сейчас я слушаю и наслаждаюсь. А музыкальная тема проходит во многих работах.
– Вы предпочитаете слушать виниловые пластинки или перешли на новый формат?
– Я остался верен старому, доброму винилу.
– И последний вопрос, как воспринимают ваше искусство окружающие?
– Неоднозначно. И в этом я обвиняю старую школу искусствоведения, которая неверно преподнесла это направление в искусстве. Когда начинаю на лекции объяснять, что такое кубизм, авангардизм, я «срываю» аплодисменты.
Когда сталкиваются разные школы, позиции и взгляды, однозначно – конфликт. Но мои ученики подтверждают – меня понимают и идут за мной, иначе здесь бы не было такого количества их творений.
Я учу их удивляться и открывать новое. Наш новый авангард – это не последняя точка в искусстве. Развитие искусства бесконечно. Учитесь делать открытия.
- Дата публикации
- 23.04.2009 г.
- Автор
- Специально для портала Афишка31, Елена Ховхун (фото автора)
Топ новости
-
07 октября
Лена, не снись! Лена…
-
08 октября
Выставка о подвиге и самоотверженности защитников Родины
-
11 октября
Белгородцам показали старину в объёме
- Все новости