Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Тысяча и одна мадонна Сергея Воронина

20 марта 2015 года в Белгородской галерее фотоискусства им. В. А. Собровина открылась выставка известного столичного фотографа Сергея Воронина, в каждом экспонате которой запечатлена красота и величественность материнства.

Фотографические выставки в Белгороде дело привычное, особенно с той поры, как открылась городская галерея фотоискусства имени Виталия Собровина. Однако год 2015-й выдался особо урожайным, впечатление такое, что у нас проходит свой локальный год российской фотографии. Выставочные фотоэкспозиции в музеях, библиотеках, учебных заведениях сменяют одна другую, проходят фотоконкурсы, фотокроссы, творческие встречи и ещё много чего такого.

А галерея фотоискусства следом за выставкой Владимира Вяткина представила белгородскому зрителю проект ещё одного замечательного московского мастера фотографии — Сергея Воронина.

«100 Мадонн» в Белгороде приняли как нечто само собой разумеющееся, хотя он не слишком вписывается в рамки современных успешных коммерческих начинаний. Нет в нём ни социальной проблематики, нет горячих снимков с «горячих» же точек, нет и сцен насилия и эстетики мерзости бытия.

Сам автор видел всего этого предостаточно, бывал он во времена «великих» потрясений в Карабахе, Приднестровье, Румынии и Прибалтике. Только вот нашему зрителю, обременённому социальными проблемами по самые уши, выставка Воронина воспринимается если не как луч, то, по крайней мере, как круг света (да простит меня читатель за две литературные отсылки в одной фразе).

Своим появлением в Белгороде выставка обязана московскому фотографу, другу галереи фотоискусства имени Собровина Дмитрию Линникову, который и предложил Воронину показаться в нашем городе.

Авторский проект Воронина посвящён образу материнства в тот его период, когда только зародившаяся жизнь ещё очень хрупка и требует самого бережного отношения. На снимках — женщины, готовящиеся стать матерями и мамочки с младенцами на руках, индивидуальные портреты и жанровые сценки.

Воронин по профессии журналист, и это накладывает серьёзный отпечаток на его работы, практически все они выполнены в естественной среде и при естественном освещении. Есть, конечно, и постановочные кадры, что их достоинств вовсе не умаляет.

Снимает Воронин и в цвете, и в монохроме, особо не отдавая предпочтения ни тому, ни другому.

Идея проекта посетила Воронина при виде пшеничного поля, совершенно шишкинского по виду. Фотограф нашёл модель — женщину с ребёнком, уговорил на съёмку, добыл народный костюм, привёз их на место — и началась работа.

Результатом стал фотографический триптих, на центральном снимке которого малыш идёт через поле по тропинке, как через будущую жизнь, и неизвёстно, что ждёт его на этом пути, не скрывается ли за горизонтом пропасть. Есть некая алармисткая нотка в том снимке, ведь Холденов Колфилдов в наше время кажется совсем не много.

В проекте «100 Мадонн», прежде всего, привлекает его русскость. Колоритный триптих с женщиной и её дочкой в национальных платках, совершенно кустодиевские купальщицы в бане, портреты и сюжеты, вписанные в знакомые пейзажи средней полосы.

Есть в этих фотографиях духовность, но вовсе не пуританство. Правда, есть и снимки откровенно эпатажные, рассчитанные на привлечение внимания. К примеру, выстроившиеся как на параде женщины на довольно приличных сроках беременности в купальниках, видимо перед занятиями водной физкультурой.

«100 Мадонн» — это своеобразный групповой портрет людей разных возрастов, раскованных и строгих правил, в домашних интерьерах и среди природных красот, застывших перед камерой и в динамике, объединённых любовью к детям и материнским счастьем.

Проект «100 мадонн» перманентный, за несколько лет, что он длится, некоторые из героинь уже успели по трое детей завести. Название всплыло у Воронина из каких-то глубинных сакральных нумерологических ассоциаций, как сам он считает, библейских.

На деле мадонн снято гораздо больше, а на выставке в Белгороде представлено около восьми десятков — тут уже размеры выставочной площадки повлияли. У автора есть желание издать материалы проекта альбомом, чтобы к каждой фотографии прилагалась история.

Наверное, это будет интересное прочтение замысла фотографа, но по мне снимки Сергея Воронина говорят сами за себя. А проект этот бесконечный, хоть сто снимков русских мадонн, хоть тысячу выставляй, никаких залов и галерей не хватит.

Новости по теме