Новости и обзоры событий культурного Белгорода
Медитации в «Ночь искусств»
3 ноября в Органном зале Белгородской государственной филармонии в рамках общероссийской культурной акции «Ночь искусств» состоялся концерт с участием солистов филармонии Михаила Пидручного (флейты, волынки), Олега Шейны (виолончель), Карена Вирабяна (дудук), Валерия Михайлова (электровиолончель) и Тимура Халиуллина (орган).
Обширная музыкальная программа филармонической «Ночи искусств» включала выступление Камерного хора под руководством Елены Алексеевой, танцевального ансамбля «Мираж», солистов-вокалистов, открытую репетицию Концертного оркестра духовых инструментов под руководством Юрия Меркулова, звучание карильона (Тимур Халиуллин) и стала настоящим праздником музыки и искусств!
Одним из музыкальных сюрпризов вечера стала программа концерта в Органном зале — «Медитации» — одна из самых интересных и насыщенных за всю историю органных концертов в Белгороде. На два часа слушатели погрузились в особое состояние, состояние размышления, медитации и пристального внимания. Наполнить свой разум и тело спокойствием, неподвижностью, свежим дыханием, энергией, красотой и легкостью помогла особая медитационная музыка.
Орган, способный звучать абсолютно по-разному, предстал в двух ипостасях: с одной стороны как инструмент, звучащий грандиозно, торжественно и громко, и с другой — как инструмент мягкий, нежный, медитативный.
Львиную долю в программе концерта составило исполнение Тимуром Халиуллиным музыки французских композиторов XIX–XX века Леона Боэльмана (Хорал и Молитва из «Готической сюиты»), Жана Ариста Алена («Висячие сады» и «Литании»), Шарля Мари Видора (Медитация и Токката Фа мажор), в которой чувствовалась то мощнейшая звуковая сила, то нежнейшие и мягкие просветляющие гармонии.
Медитация («Адажио») Видора — это один из самых тихих, прозрачных шедевров органной музыки, а вдохновленная восточной философией музыка Алена рисовала одно из прекрасных чудес света (Висячие сады Семирамиды), вместившее в себя свежие краски, колористическую насыщенность.
А «Литании» — вид групповой молитвы с повторяющимися африканскими мотивами и скандирующими ритмами, которыми был вдохновлен композитор, — переносило в необычное пространство, наполненное энергией и светом.
Ещё один французский композитор Жюль Массне, живший в XIX и XX веке и получивший известность в большей степени благодаря своим многочисленным операм, оказывается, тоже медитировал в своей музыке. Яркий пример — прозвучавший фрагмент из его оперы 1894 года «Таис».
Именно этот отрывок — интермеццо из второго акта, которое называется «медитация» или «размышление», — пользуется отдельной известностью и исполняется довольно часто, в отличие от музыки самой оперы, которая редко выходит в репертуар оперных театров (так как партия главной героини, куртизанки Таис, написанная для премьерного исполнения американской певицей Сибил Сандерсон, очень сложна и требует необычайно виртуозного исполнения).
В оригинале эта медитация написана для скрипки соло и оркестра. Однако музыка медитации стала настолько популярной, что этот музыкальный фрагмент аранжируется для различных инструментов. В этот вечер «Медитация» из оперы Массне «Таис» была представлена в проникновенном звучании виолончели и органа (Олег Шейна и Тимур Халиуллин). Это один из самых завораживающих и лиричных номеров программы.
Французский композитор, органист, музыкальный теоретик ХХ века Оливье Мессиан писал сочинения, которые стоят особняком в истории музыки. Именно Мессиан закрепил за названием «медитации» жанровые органные признаки, так как в его творчестве медитации становятся самостоятельным органным жанром.
У него есть несколько циклов медитаций, которые стали энциклопедией медитативных образов в органной музыке ХХ–ХХI веков. Один из них — цикл из девяти медитаций для органа «Рождество Господне». Эта музыка была написана в раннем периоде творчества композитора, когда Мессиан увлекся древними церковными песнопениями, музыкой Индии и орнитологией. В своих сочинениях Мессиан трактует медитацию очень широко, глубоко.
Медитация у Мессиана — это экзальтированное образное состояние, приводящее в экстаз или в исступление, достигающее глубин подсознания. Две прозвучавшие в исполнении Тимура Халиуллина медитации из цикла Оливье Мессиана «Рождество Господне» – «Дети Бога» и «Страдающий Иисус» — одни из самых сосредоточенных медитаций, проникающих во внутренний мир и осмысляющих его.
Медитация «в чистом виде» стала возможной на концерте благодаря звучанию органа совместно с духовыми — ангельское приветствие «Аве Мария» Франца Шуберта в исполнении флейты Пана и органа, пьеса Белы Бартока «Вечер в деревне» для китайской волынки хулуси и органа, татарская народная песня «Ак калфак» («Белый калфак») для китайской флейты сяо и органа в исполнении Михаила Пидручного, легко оперирующего разными духовыми, и Тимура Халиуллина, безупречно дополняющего своим аккомпанированием медитации, поражали красотой и благозвучием.
Порадовала и «душа абрикосового дерева» — дудук Карена Вирабяна, который в ансамбле с органом находит свой неповторимый голос — голос вечности. Сколько в звуке этого инструмента печали, томления, загадки! Почувствовать это слушатели смогли в нескольких композициях — армянской песне Саят Нова «Я болен от любви» на старинную народную мелодию, «Chinar es» Комитаса и армянской народной песне «Отар Омаи» — «В чужих пустынях».
В программе концерта прозвучала премьера — «Музыка утренней росы» белгородского композитора Елены Латыш-Бирюковой в переложении для органа, пан-флейты и виолончели (Т. Халиуллин, М. Пидручный, О. Шейна) — сочинение, наполненной свежестью утра, чистотой и благозвучием.
Ещё одно прозвучавшее медитативное сочинение написано белгородским музыкантом – виолончелистом и композитором Валерием Михайловым, который сейчас живет во Франции, в Ницце, но приехал в Белгород, чтобы лично его исполнить совместно с музыкантами Белгородской филармонии Тимуром Халиуллиным и Михаилом Пидручным. Была исполнена композиция «Лотос», на создание которой Валерия Михайлова, как и многих современных композиторов, вдохновила восточная философия, а также интерес к жизни самураев и кинофильм «Последний самурай».
Завершила программу своеобразная импровизация — музыка компоновалась музыкантами «на ходу» на основе средневековой мелодии «Андро» для волынки, сопилки, электровиолончели и органа (М. Пидручный, В. Михайлов, О. Шейна, Т. Халиуллин), приведя публику в настоящий экстаз!
- Дата публикации
- 04.11.2014 г.
- Автор
- Специально для портала Афишка31, Марина Андрейкина
Топ новости
-
03 октября
Осенний #НАУКАДЖАЗ
-
03 октября
Давайте замедляться
-
04 октября
С любовью к родному Белогорью
- Все новости