Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Столичный дирижёр Борис Ворон выступил в Белгороде

8 ноября в Большом зале Белгородской филармонии в концерте абонемента «Встречи по четвергам» с Оркестром русских народных инструментов выступил заслуженный артист РФ, профессор, заведующий кафедрой оркестрового дирижирования РАМ имени Гнесиных Борис Ворон (г. Москва).

Борис Сергеевич Ворон — личность интересная, уникальная: это не только талантливый музыкант, но и педагог, дирижёр, имя которого известно и в России, и далеко за её пределами. Являясь организатором и руководителем созданного в 1985 году Концертного русского оркестра академии Гнесиных, Борис Сергеевич имеет огромный опыт работы с разными оркестрами. Этот опыт и особый подход к музыкантам и исполнению музыки вылились в этот вечер в удивительный концерт-встречу, где в каждом звучащем произведении чувствовалась особая атмосфера и «рука» маэстро.

Столичный дирижёр Борис Ворон выступил в Белгороде

Показали свой профессионализм и белгородские музыканты. Уже в первых двух исполненных так называемых производственных танцах из балета Дмитрия Шостаковича «Болт» («Танец ломового извозчика» и «Танец Козелкова с приятелями») ощущалась удивительная слаженность и точность исполнения. Удивительная — потому что звучащая в оригинале в исполнении симфонического оркестра музыка балета раскрывается с другой, возможно более неожиданной и интересной стороны в интерпретации оркестра русских народных инструментов.

Конечно, исполняя Шостаковича (что, кстати, довольно редкое зрелище в репертуарах оркестров народных инструментов), нельзя было обойтись без красок симфонического оркестра: тембры трубы и тромбона (разумеется, в сочетании с ударными инструментами) как нельзя лучше передают заводские и цеховые образы, работу у станка и шум машин. В исполненных танцах обратили на себя внимание необычные сочетания и последования музыкальных реплик трубы и баянов (реже — тромбона и струнных), переклички домр-балалаек с деревянно-духовыми инструментами.

«Встречи по четвергам» в Белгородской филармонии

Прозвучавшие Румынская песня и Чардаш Василия Андреева представили солиста Юрия Фукалова (балалайка), в исполнении которого музыка наглядно «трансформировалась»: поначалу медленная, спокойная, и даже меланхоличная мелодия песни постепенно обретала силу и превратилась в конце в бурную пляску — венгерский народный танец.

Последовавшую далее Фантазию на тему вальса Шаперова, напоминавшую лёгкое вальсовое кружение, сменили две русские народные песни — «Журавель» и «Я на горку шла» Алексея Ларина. Музыкальная обработка песен композитором в сочетании с качественным их исполнением оркестром представили русские мотивы и интонации, в первом случае приобретавшие несколько синкопированные, подчеркнутые и свободно раскачивающиеся ритмы, во втором — изобразительные эффекты (тема «кочевала» от деревянно-духовых и баянов к домрам и балалайкам).

Солист Александр Бутурлакин продемонстрировал потрясающую технику владения ксилофоном

Одним из самых ярких сочинений, прозвучавших в программе концерта «Вечер инструментальной народной музыки», явилась Концертная пьеса для ксилофона с оркестром З. Кротила. Солист Александр Бутурлакин продемонстрировал потрясающую технику владения ксилофоном, виртуозность, которые дополнили энергичные прихлопывания, общая энергетика и исполнительский задор оркестра.

Парафраз на темы Нино Рота из музыки к кинофильмам Федерико Феллини Вячеслава Иванова, исполненный в завершении первого отделения концерта, — музыка глубоко человечная, искренняя. Пронзительный тембр трубы с сурдиной, проникновенные солирующие реплики гобоя, мягкие наигрыши струнных (домр, балалаек, гуслей) позволили зрителю окунуться в атмосферу и образы знаменитых фильмов культового режиссёра первой половины ХХ века.

Солистка Тамара Кузнецова

Не менее насыщенной и увлекательной была программа второго отделения концерта. Увертюра на русскую тему Юрия Зарицкого, «Страдание» Юрия Быкова (солист — Юрий Тимко, балалайка), обработка русской народной песни «Ёлочки-сосёночки» Евгения Быкова (солист — Андрей Буйвит, балалайка), — музыка, которую публика воспринимала особенно легко и радушно.

Сюита для русского народного оркестра современного композитора Наталии Хандо «Несерьёзная музыка для серьёзных людей» была исполнена настолько занимательно, насколько картинна и изобразительна предпосланная автором образная программа. Одни названия частей сюиты — «Здравствуй», «Оранжевый остров», «Звезды» и «Северный ветер» — говорят о бурной фантазии автора. Как поведала зрителям ведущая Ирина Точицкая, сюита рисует воображаемый призыв к отвлечению от вечной мирской суеты и абстрагирование на солнечном «Оранжевом острове», наслаждение природой и покоем, звёздами, затем вновь возвращает к обыденным повседневным заботам и делам. Исполнителям же удалось ярко и живописно описать образы с помощью инструментальной музыки.

Концерт в абонементе «Встречи по четвергам» с Оркестром русских народных инструментов

Потрясающе эффектное, яркое выступление солистки Тамары Кузнецовой, исполнившей песню «Гай-да, тройка, снег пушистый» Максимилиана Штейнберга и целый венок украинских песен, заполнится, несомненно, надолго. Яркий, сильный голос певицы в сочетании с распевностью мелодических интонаций, экспрессивностью и открытой душой удивляли и изумляли так, что хотелось слушать эти песни вновь и вновь.

Далее в концертной программе в исполнении оркестра прозвучали музыкальные иллюстрации к повести Василия Шукшина «До третьих петухов» Алексея Ларина («В некотором царстве», «Ссора в библиотеке», «Русская песня», «Мировая чесотка» и «Битва»). Это музыкальная сказка, пересматривающая роль Ивана-дурака в русских сказках, написана в ультрасовременных тонах с очень необычной интерпретацией: огромной силы нарастание получает постепенное стихание, мягкие кларнетовые наигрыши сменяются глиссандо всего оркестра, эффекты скольжения, прихотливый ритм, необычное тембровое решение и штрихи в сочетании со знакомыми до боли интонациями и распевами воспроизводят достаточно сильное впечатление. Эклектический стиль сочинения ничуть не мешает, а, наоборот, помогает более точному, разумному и явному восприятию музыкального замысла.

Грузинский танец «Картули» Отара Гордели, «Полночь в Париже» Кона Конрада-Сергея Федорова, «Бразильский экспромт» Сергея Федорова явились инструментальными полотнами, завершившими музыкальный вечер. Подвижность, резвость и темпераментность, романтичность, камерность и интимность, и, наконец, пылкость, живость и праздничность образов этих сочинений переносили зрителя на разные континенты, подчеркивая своеобразие культуры и неповторимую изюминку каждого народа.

Дата публикации
09.11.2012 г.
Автор

Новости по теме