Новости и обзоры событий культурного Белгорода



В Белгороде состоялась мировая премьера сочинения «Алхимик» Артёма Нижника

Исторически значимое событие произошло 19 января в Белгородской государственной филармонии — в рамках абонементного концерта «Встречи по четвергам с оркестром русских народных инструментов» впервые в мире была исполнена четырехчастная сюита «Алхимик» Артёма Нижника. Оркестром управлял главный дирижёр коллектива, заслуженный работник культуры РФ Евгений Алешников.

В программе концерта также прозвучали цикл «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского и сюита «Золотой ключик» Елены Латыш-Бирюковой.

Удивительна способность оркестра русских народных инструментов представлять слушателям особые программы, которые запоминаются и над которыми необходимо размышлять. «Сказки для детей и взрослых» — такое название было предпослано программе вечера, в котором звучала музыка разная и сказочность в ней была представлена по-разному.

Как часто мы слышим крупные академические полотна в звучании оркестров народных инструментов? Каждое такое событие становится уникальным и заслуживающим внимания. Привычный в трактовке симфонического оркестра цикл «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского в звучании народного оркестра обретает иные краски.

Оркестровка для народных инструментов «Картинок с выставки» М. Мусоргского, созданная группой музыкантов — Юрием Черновым, Юрием Кузиным, Александром Бутурлакиным и Евгением Алешниковым, отличается своеобразием. Основная тема прогулки, пронизывающая весь цикл, звучала то в партии баяна, то поочередно у гуслей, балалаек, домр. По-русски величественно и широко представлены «Избушка на курьих ножках» и «Богатырские ворота».

Основное внимание вечера было сконцентрировано на мировой премьере музыки для оркестра русских народных инструментов «Алхимик» Артема Нижника. Четырёхчастное произведение написано в жанре сюиты по мотивам знаменитой одноименной повести Пауло Коэльо.

Это второй известный публике и критикам пример обращения белгородского композитора к творчеству Коэльо, первый — премьера в сентябре 2016 года в Белгороде четырёхчастной сюиты «Мактуб» для баяна, карильона и оркестра русских народных инструментов.

И первая, и вторая сюиты написаны композитором специально для исполнения белгородским оркестром русских народных инструментов. Работа над созданием и исполнением «Алхимика», по словам автора и главного дирижёра оркестра, велась практически параллельно. На репетициях оркестр мог следовать указаниям самого Артёма Нижника, в результате чего исполнение максимально точно отразило видение художником своей партитуры.

Глубокая философская направленность представленного сочинения, возможно, выходила за рамки заявленного названия программы концерта. Хотя, конечно, своего рода сказочность прослеживалась и в нём.

В чём же особенность этой музыки Артёма Нижника? Почему «Алхимик» сразу после своего исполнения вызвал крики «Браво!» и бурные овации?

Во-первых, и это ещё одна сенсация: дирижёр выступил в роли чтеца-рассказчика во время звучания произведения, показав тем самым, что современная музыка не отдаляется от слушателей, а наоборот стремится быть к ним ближе, стремится быть понятной и нужной.

Кстати, заслуженный работник культуры РФ Евгений Алешников не первый раз в буквальном смысле говорит с публикой. Посетители детских концертов могли вспомнить о том, что дирижёр не раз выступал как полноправный участник сценического действа в рамках постановок мюзиклов и спектаклей.

Строки из Коэльо, которые Нижник вписывает в свой музыкальный текст, человечные и жизнеутверждающие, они вдохновляют, побуждают верить в себя и в свои силы. Вот одни из них: «Любовь — это сила, которая преображает и улучшает Душу Мира. Когда я проник в нее впервые, она мне показалась совершенной…»; «Это мы питаем Душу Мира, и земля на которой мы живем, станет лучше ли хуже в зависимости от того, лучше или хуже станем мы».

Во-вторых, впечатляет сама музыка. В четырех частях сочинения — «Сон», «Путь», «Душа Мира», «Своя судьба» — представлена идея философского поиска самого себя, своего предназначения.
В первой части, напоминающей минималистическую зарисовку, композитор изображает «Сны» с помощью частой смены размеров, акцентирования репетитивных мелодических линий, среди которых излюбленными интервалами становятся повторяющиеся терцово-квартовые последовательности.

Медитативность и повторность интонаций и других элементов музыкальной ткани сохраняется во второй части («Путь»), в которой также наблюдается отсутствие явно выраженной тональности. Задумчивостью пронизана эта вселенская, космическая, загадочная музыка.

Третья часть, «Душа мира», как и в романе — центральная. Музыка насыщается дышащими интонациями, философией понимая. Микромотив соль-си-фа диез у оркестра, врезающийся в сознание, словно становится генератором основной музыкальной идеи.

В заключительной части «Своя судьба» развёртывается картина потрясающей динамики, где слышится маршевость ударных и где возникает эдакая movie picture. Композитор средствами музыки пытается понять, что есть истина: «На этой планете существует одна великая истина: независимо от того, кем ты являешься и что делаешь, когда ты по-настоящему что-то желаешь, ты достигнешь этого, ведь такое желание зародилось в душе Вселенной. И это и есть твое предназначение на Земле»…

За мировой премьерой в концертной программе вечера последовало ещё одно остросовременное сочинение, написанное в недавние годы и впервые представленное публике в 2015 году (в жанре пластического мюзикла).

Речь идёт о сюите «Золотой ключик» композитора Елены Латыш-Бирюковой, председателя Белгородского регионального отделения Союза композиторов России, которое было тепло принято в своё время и в Белгороде, и в столице. 19 января эта сюита прозвучала в новой оркестровке Сергея Бодякова.

Легкая, праздничная музыка, прозрачная и светлая, стала ярким завершением грандиозного концерта в Большом зале филармонии.

Дата публикации
20.01.2017 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме