Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Антигона и Креон: двое или один?

Новая постановка щепкинцев на малой сцене театра носит античное название – «Антигона». Однако связь происходящего в ней с древнегреческим сюжетом весьма условна, как и костюмы героев (художник-постановщик М. Обрезков), сочетающие подобие котурнов и хитонов со вполне современными жилетами, халатами и коктейльными платьями. Время и пространство в этом действе подчеркнуто не имеют значения.

Персонажи пьесы Ж. Ануя из наших современников легко превращаются в древних героев, а герои, возвращаясь из взывающей к небу трагедии в буржуазную реальность, потягивают коктейли из высоких бокалов.

Антигона (арт. В. Васильева)  Креон (арт. А. Зотов)

«Худая, смуглая девочка» Антигона (арт. В. Васильева), в этом странном мире ведет яростный спор с правителем Фив Креоном (А. Зотов) за свое право – жить не по лжи. Обличительница власти, по ее мнению, противоречащей законам человечности, Антигона решается на открытый демарш, нарушая обнародованный царем эдикт: всякий, кто попытается предать земле тело государственного преступника Полиника, будет казнен.

Нина Кранцевич в роли сестры Антигоны  Стражник (арт. М. Новичихин)

Быть царем – «грязная работа», говорит Креон, но кто-то должен делать эту работу – ради общего блага.. Но Полиник – брат Антигоны...

Антигона Вероники Васильевой – наивный подросток, восстающий против впервые увиденной неправды со всей горячностью своего возраста. Ее оппонент Креон (Андрей Зотов) – умудренный жизнью политик, давно переставший задавать себе «проклятые вопросы» – как быть правителем и при том оставаться человеком?

Спектакль «Антигона» в постановке Урсулы Макаровой

Но отнюдь не забывший, что когда-то и сам он был таким, как Антигона... В противоборстве казалось бы полярных мировоззрений отчетливо возникает образ странного внутреннего единства этих двух людей.

Андрей Зотов играет психологически тонко, Вероника – остро и чуть излишне темпераментно. Вечные вопросы о нравственности власти и звучат в их диалоге полифонично и объемно. И понимаешь, что каждый из героев по-своему прав.

Дмитрий Гарнов в роли возлюбленного Антигоны Антигона (Вероника Васильева)

«Лав стори», без которой не обойтись никакой постановке, в спектакле представлена взаимоотношениями Гемона (Д. Гарнов) и Антигоны. Трагедия этой любви без будущего усиливает безысходность ситуации, в которой оказалась Антигона.

Поэтому сцены «по-французски» показались излишне слащавыми и не совсем обязательными для философской притчи. Как, в общем-то, и пролог, в котором актеры долго «здраськаются» со зрителями, и совместный их танец с воскресшей Антигоной в финале.

Креон (арт. А. Зотов) Гемон (арт. Дм. Гарнов)

Логическая точка кажется поставленной уже в ту секунду, когда пославший Антигону на казнь Креон уходя задумчиво повторяет слова ее последнего письма: «Я люблю тебя». Антигона вовсе не другой персонаж, а ипостась его самого, спор с ней – это метания его собственной души. Убив Антигону, Креон что-то убивает в самом себе.

Спектакль о бремени власти не дает готовых ответов на вопросы, – режиссер Урсула Макарова предоставляет зрителям самим задуматься об этом. Но, безусловно, «Антигона» – одна из самых интересных постановок БГАДТ имени Щепкина за последнее время.

Дата публикации
25.02.2011 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме