Новости и обзоры событий культурного Белгорода
В Белгороде отметили 180-летие А.К. Саврасова
Сегодня в Белгородском государственном художественном музее для всех желающих устроили своеобразную экскурсию в мастерскую первооткрывателя русского лирического пейзажа Алексея Кондратьевича Саврасова. Вечер памяти «В мастерской учителя» приурочили к 180-летию со дня рождения великого художника.
Концертный зал художественного музея, в котором собрались почитатели таланта Алексея Кондратьевича Саврасова, с помощью необыкновенной театральной инсталляции в мгновенье ока превратился в мастерскую художника.
Рассказ о гении русской живописи начал ученик мастера (его роль великолепно исполнил студент кафедры театрального творчества БГИКИ Максим Юрин), по воспоминаниям которого художник – «большой, стремительный, косматый человек начинал волноваться, как только зима поворачивала в лето». Ученики знали, о чем думает учитель: он считал предвесенние дни.
Театрализованные воспоминания ученика художника периодически дополнялись транслируемыми на большой экран репродукциями картин Саврасова. Их комментировала ведущая вечера, рассказывающая гостям о важных вехах в биографии художника.
От момента рождения в 1830 году в семье небогатого торговца-галантерейщика, скоро поднявшего трудолюбием и целеустремленностью свой статус до купца третьей гильдии, и до поступления юного Алеши Саврасова в 1844 году в Московское училище живописи и ваяния, в котором царил свободный демократический дух.
О начале пути молодого художника к познанию своей Родины, необъятной и глубокой ее души, ее просторов и полей, и о том, что в 1854 году 24-летнему Саврасову за очевидную незаурядность работ было присвоено знание академика.
Гости вечера памяти узнали о личной жизни художника, его учениках – братьях Коровиных, Исааке Левитане, и многих других, ставших впоследствии известными российскими живописцами.
О наступившей в России эпохе реформ, о роли художника в «огранке» новых граней отечественного искусства. О предчувствии Саврасовым утраты России, ее чувственной души, и о том, как это чувство тоски отразилось в пейзажах художника. Природа страдала вместе с мастером.
Об одной из самых интересных картин художника и о том, почему именно Саврасова называют основателем «лирического пейзажа» рассказала заведующая выставочным залом художественного музея Наталья Свиридова.
Экскурс по специально подготовленной к встрече книжной мини-выставке провела сотрудник отдела искусств областной научной библиотеки З.Р. Ермакова. После краткого обзора каждой книги сотрудник библиотеки отпускала ее «в свободное плавание» по рядам зрителей, и гости изучали фолианты с большим вниманием.
Одной из целей организации вечера памяти было желание музейных и библиотечных работников убедить присутствующих в том, что Саврасов – не художник одной картины, как о нем часто говорят, имея ввиду знаменитую «Грачи прилетели» – а многогранный художник, очень близкий душе и сердцу русского человека, основоположник отечественной реалистичной пейзажной школы.
И в Белгороде его помнят и чтут.
- Дата публикации
- 16.06.2010 г.