Культурный лайфхак: события, факты, советы



Европейский сезон в Белгороде открыт!

С 24 августа жители Белгородчины могут совершить путешествие по Европе не выезжая за пределы области. Белгородский государственный художественный музей открыл «Европейский сезон» — выставку западноевропейской живописи и графики из фондов Тверской областной картинной галереи. Это очередной сюрприз для жителей и любителей искусства в рамках музейного проекта «Достояние музеев России — белгородцам!».

Выставка уже на церемонии открытия вызвала большой интерес — присутствовали и выступали представители управления культуры города и Белгородской области, а первую экскурсию по выставке с интересом прослушал митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн.

Европейский сезон в Белгороде открыт!

Все состоявшиеся художественные выставки в рамках данного проекта можно без сомнения охарактеризовать как высокохудожественные, с высоким научным уровнем, но новая выставка для Белгорода совершенно уникальна. Впервые художественный музей экспонирует, а город принимает на своей территории западное искусство в таком объеме — 120 экспонатов, и таком временном охвате — это произведения XVI–XIX веков французских, итальянских, испанских, английских, голландских, немецких, австрийских, датских художников.

Выставка «Европейский сезон» в Белгородском художественном музее

Посетители выставки с первых шагов по экспозиции погружаются в далекое прошлое многих поколений людей, совершавших новые для себя открытия в сфере духовной, социальной, культурной деятельности европейского общества, европейских народов на протяжении нескольких столетий. Все это теперь имеет свое название — стиль маньеризма в конце XVI века, стиль барокко, рококо и классицизм в XVII–XVIII веках, почти неуловимый в чистом виде — сентиментализм, проникавший в разные стили. Все эти стили, проявившиеся, прежде всего, в архитектуре, на выставке воплощены в живописном пространстве таких жанров как мифологическая, историческая, религиозная картина, портрет, пейзаж и натюрморт.

 Неизвестный художник «Иоанн Креститель» Пьер Гобер (XVIII век) «Портрет князя Александра Борисовича Куракина»

Выставка имеет свою неповторимую атмосферу, что сознательно подчеркнуто цветовым решением пространства выставочного зала. Из рам парадных, дворянских, камерных сентиментальных портретов на своих созерцателей в ответ смотрят люди, жившие в XVII, XVIII, XIX веках. То, что портреты «смотрят», как ощущение рождается, наверное, у многих, ведь портреты окружают посетителя в любой части выставки — этот жанр здесь в явном численном превосходстве.

Жозеф (1714–1789) «Озеро»

Все это при условии, что в эпоху XVII, XVIII, начала XIX столетия портрет считался низким жанром, а высоким — мифологическая и историческая картина. Но популярность портрета не удивительна и закономерна, ведь тогда живописный портрет выполнял не только эстетическую функцию, но и чисто практическую, фиксируя внешний облик человека для потомков, сохраняя его в вечности истории. Все портреты независимо от столетия, в котором были созданы, выполнены в традициях реалистической академической живописи, и лишь позы, декоративное решение одежд и колорит определяют их стилевую принадлежность.

Жан Франсуа Де Труа (1679–1742) «Зефир и Флора»  Выставка «Европейский сезон» в Белгородском художественном музее

Особое внимание на себя, конечно, обращает мифологическая тема — полуфантастические сюжеты, красавицы-нимфы, зефиры с крыльями бабочек, Зевс в виде быка, барочные парящие складки драпировок, обилие пышных цветов, эмоциональные жесты рук, изящные полутанцующие позы в картинах «Вакх и Ариадна» «Зефир и флора», «Похищение Европы» увлекают своей нереальностью и легкостью бытия.

Антуан Куапель (1661–1722) «Вакх и Ариадна»

Фантастические по своему содержанию и большинство пейзажей на выставке, ведь в те времена не существовало традиций пленэрной живописи, художники облагораживали действительность, сочиняли ландшафт, кроны деревьев, форму цветов, сочиняли античные руины никогда не существовавших построек, писали нереальный, похожий на театральный свет.

Уильямс Пенри (1798–1885) «Охотники из Террачины»

На знание Ветхого завета проверяют картины религиозной тематики. Католическая Церковь, выступая помимо царского двора, одним из главных заказчиков у художников, была своего рода катализатором развития искусства, поэтому религиозные сюжеты — это лицо европейского искусства. На выставке можно увидеть скорее даже не образ, а именно портрет Иоанна Крестителя в разных возрастах, кающейся Марии Магдалины, Девы Марии и Иосифа, младенца Христа в картинах «Святое семейство», «Поклонение волхвов», «Рождество», а также в картине ученика самого Тициана — Леонардо Корона.

Цукарелли (XVIII век) «Праздник весны (Похищение Европы)»

Конечно, не нельзя не отметить еще одну яркую фигуру выставки — это легендарная фаворитка французского короля, покровительница наук и искусств Жанна Антуанетта, маркиза де Помпадур. Она не только была меценатом для ученых и художников, но и сама хорошо знала их ремесло — так на выставке она предстает как профессиональный график-гравер. Созданные ею резцовые гравюры (офорты) выполнены на достойном техническом уровне и совершенно умиляют своими сюжетами, как например, «Девочка, пускающая мыльные пузыри».

Неизвестный художник (XVIII век) «Портрет молодой женщины в красном платье»

Одним словом, на этой выставке многое приятно радует и удивляет — это и тончайшее мастерство офортистов, соревновавшихся в филигранности своей резцовой техники, и дисциплинированная кисть живописцев, у которых нет на холстах случайного мазка или цвета, и даже исторические, родные картинам позолоченные рамы ручной работы, которые подчеркивают единый стиль и дух времени.

Выставка «Европейский сезон» в Белгородском художественном музее  Выставка «Европейский сезон» в Белгородском художественном музее

И не так важны здесь, как на других выставках, имена художников — в основном это мастера второго и третьего круга, как определяют их искусствоведы, то есть авторы, известные лишь в узких профессиональных кругах, но это сейчас, спустя столетия! А когда-то многие из них были весьма востребованными и даже выписывались в Россию для написания портрета заказчика или картины для украшения интерьера усадебных домов, из коих в 1930-е годы и сформировалась столь богатая коллекция Тверской областной картинной галереи.

Дата публикации
26.08.2012 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме