Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Искусство за красной чертой

В Белгородском художественном музее в рамках проекта «Достояние музеев России — белгородцам!» начала работать выставка «За красной чертой». Это пятое совместное мероприятие Белгородского и Ярославского художественных музеев.

Белгородские ценители изобразительного искусства хорошо помнят великолепные экспозиции ярославской школы иконописи XVI–XVIII веков, русского искусства XIX – начала XX веков, выставку И. Айвазовского в течение последних пяти лет представлявшие лишь малую часть из фондов Ярославского художественного музея.

Экспозиция «За красной чертой» составлена из 40 живописных произведений, в которых отражена интереснейшая страница отечественного изобразительного искусства первой половины ХХ века.

Авторы представленных произведений, относятся к поколению художников, которые в начале ХХ века, в бурное время ломки художественных традиций, искали новые пути в искусстве.

Опираясь на достижения французских постимпрессионистов и национальную народную культуру (лубок и уличная вывеска), они смело экспериментировали в области формы и цвета, утверждая новый, революционный для русского искусства живописно-пластический язык.

Среди «бунтарей» — экспонентов белгородского вернисажа — блистательные представители объединения «Бубновый валет»: И. Машков, П. Кончаловский, Р. Фальк, А. Куприн, А. Осьмеркин, В. Рождественский, «голуборозовцы» П. Кузнецов, А. Арапов, Н. Ульянов; «русские импрессионисты» К. Коровин, К. Юон, А. Рылов; баталист Н. Самокиш и многие другие.

Но в новой экспозиции зритель не увидит работ, созданных в период активной художественной жизни групп «Бубновый валет», «Голубая роза» и прочих объединений, потрясавших современников вызовом русской традиционной школе живописи.

И неудивительно, ведь представленные на выставке полотна написаны после октябрьской революции 1917 года, разделившей жизнь страны на «до» и «после», и резко прошедшей красной чертой по судьбам людей, во многом изменив их.

В истории отечественного изобразительного искусства наступление новой советской эпохи сказалось не сразу. Художники со сложившимся авторским стилем не хотели, да и не могли за короткий срок радикально менять свое творчество.

Тем более, что определяющим в первые послереволюционные годы в развитии искусства стал вопрос взаимоотношения художника и власти. Кто-то революционные перемены принял сразу и безоговорочно, создавая идеологически «правильные» произведения нового времени, кто-то, не приняв их категорически, был вынужден с незаживающей душевной раной эмигрировать за границу.

Тяжёлая доля досталась и тем, кто мучительно пытался, не уезжая в эмиграцию, приспособиться к требованиям государственного диктата. Уйдя от активной дореволюционной выставочной деятельности, они искали свое место в творческой жизни через театр, кинематограф, педагогику, музейное дело.

Станковой живописью занимались лишь для собственного удовольствия идля узкого круга друзей-единомышленников, публично такие произведения не демонстрируя.

Выставка Ярославского художественного музея «За красной чертой» ярко отражает эти искания русских художников в период 1920–1950-х гг., даёт представление о не простом пути возврата к реализму многих живописцев авангарда.

А главное — заставляет задуматься о развитии отечественного искусства в сложную послереволюционную эпоху, не ставя однозначных ответов.

Дата публикации
20.06.2015 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме