Новости и обзоры событий культурного Белгорода



«Души прекрасные порывы!»: Выставка даров в Белгородском художественном музее

18 апреля в стенах Белгородского государственного художественного музея начинает работу традиционная выставка «Дар бесценный». Она приурочена к ежегодной акции «Дары и дарители», проводимой в рамках Международного дня музеев.

В этом году экспозиция будет развернута в преддверии VI Межрегиональной выставки-конкурса на соискание премии «Прохоровское поле» в области изобразительного искусства.

Данное обстоятельство обусловило концептуальное решение экспозиции, включившей в себя работы лауреатов выставки-конкурса «Прохоровское поле» прошлых лет: Г. Д. Калмахелидзе (триптих «За победу!» — дар 2011 г.), П. В. Лесового («Триптих Прохоровское поле. Небесные покровители Русского воинства» — дар 2018 г.), В. В. Гончарова (гобелен «Последний бой» — дар 2020 г.) и других авторов.

Благодаря закупкам и дарам участников выставки-конкурса «Прохоровское поле» коллекция современного изобразительного искусства БГХМ регулярно пополняется произведениями патриотического звучания. При этом дары играют доминирующую роль.

Все представленные на экспозиции работы выполнены в жанре сюжетно-тематической картины и монументальны в том смысле, что обращаются к теме, имеющей большое значение для русского народа, находящей отклик в сердцах целых поколений.

Даже пейзажи, лишенные действующих лиц, отличает четко выраженная фабула. Изображенное Н. П. Меньшиковым пепелище — результат прошедших на этой территории боев, свидетельство ужасов войны и разрушения привычной жизни (ведь слово «пепелище» имеет еще одно значение — это родной дом, очаг, жилище).

Совсем иначе изображает природу в своей акварели В. И. Чурсина: вместо разрушенного храма у Меньшикова — недавно возведенная белоснежная Звонница, а вместо выжженной земли — бескрайнее зеленное поле. Но и сейчас мирный послевоенный архитектурный ландшафт, изображенный художницей, хранит печаль тех страшных событий.

Батальный жанр ярче всего заявляет о себе в триптихе «Последний бой», выполненном В. А. Гончаровым в технике гобелена. В данном случае идея, уникальный авторский стиль и техника органично дополняют друг друга, благодаря чему произведение достигает максимального динамизма в передаче танкового сражения.

Замысловатое переплетение нитей основы и утка имитирует ландшафтную ритмику поля, по которому движется военная техника. Выбранные автором в качестве базовых мрачные тяжелые тона, передают гнетущую атмосферу боя.

Свинцовое небо как результат разрыва колоссального количества снарядов не даёт проникнуть солнечным лучам. Лишь вспышки света выхватывают из этой мглы фигуры солдат, а ритмичные ярко-красные нити, диагонально пересекающие пространство полотна, имитируют артиллерийский огонь.

Гончаров искусно использует традиционную технику гобелена и свой собственный пластический язык для передачи атмосферы танкового сражения — нехарактерного для декоративно-прикладного искусства батального сюжета.

Интересна живописная работа Д. А. Безбородых «Нерушимая стена», в которой автор показывает драматическую связь «Священной войны» с Историей православной церкви.

В полуразрушенном храме спиной к зрителю стоит склонивший голову перед изображением Богородицы солдат. Этот образ называется «Нерушимая стена». Свое название он получил в честь мозаичного изображения Богоматери в Софийском соборе Киева.

В отличие от остальных частей данного строения, именно эта стена на протяжении более 800 лет никогда не подвергалась разрушению. Богоматерь на картине Безбородых имеет исполинские размеры в сравнении с фигурой как будто бы благословляемого ею солдата.

Теплый естественный свет, пробивающийся сквозь полумрак, царящий в сооружении, символизирует надежду. Богоматерь словно выходит из бесконечного божественного пространства позади нее, в земное, в котором происходит ее общение с молящимся воином.

На выставке можно увидеть как печатную графику, так и рисунок. Благодаря этому зритель может сам выявить связь между техникой, стилистикой и стоящей перед художником творческой задачей в триптихах «Мальчики огненных лет» А. В. Кузнецова и «За Победу!» Г. Д. Калмахелидзе.

Рисунки Кузнецова подобны монологу. Это глубоко прочувствованный лиричный рассказ о детях войны. С помощью излюбленных материалов, соуса и пастели, художник создаёт динамичные композиции и драматические характеры. Немалую роль здесь играет индивидуальный почерк художника с характерной для него неповторимой фактурой и мягкой манерой рисунка, размытостью контуров.

По-другому звучит печатная графика Г. Д. Калмахелидзе. В отличие от Кузнецова, он выбрал технику, в которой приоритет отдается не пятну, тону и экспрессии, а утонченной линии и сложной картинной композиции.

Работа в технике офорта подобна лабораторным опытам алхимика (использование металла и реагентов), вероятно, поэтому Калмахелидзе как офортиста влечет мир, в котором замысловатым образом смешиваются неправдоподобное (фантасмагория сна) и обыденное (архитектурный ансамбль Московского Кремля и фигура вождя), даже если речь идет о войне.

Несмотря на то, что изобразительный язык разный, но говорят художники об одном — о победе русского народа в Великой Отечественной войне и сохранении памяти об этом героическом подвиге.

Композиции представленных в экспозиции произведений строятся на материале прошлого, мобилизуя общественное сознание. Каждый автор по-своему раскрывает тему: одни используют в качестве приема аллегорию, метафору, другие прибегают к религиозным сюжетам или классическому реализму.

Бесспорно одно — собранные вместе на одной площадке, эти произведения устанавливают сильный эмоциональный контакт со зрителем, взывают к его чувствам и мыслям.

Открытие выставки «Дар бесценный» состоится 18 апреля в 16:00 в холле 3-го этажа Белгородского государственного художественного музея. Выставка продлится до 25 мая 2022 года и рассчитана на широкий круг посетителей.

Дата публикации
14.04.2022 г.
Автор
Фото

Новости по теме