Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Художник и театр. Марат Парахненко

В истории искусства Белгородчины есть люди, оставившие яркий след в сердцах современников. Таким был и Марат Ефимович Парахненко (1936–2005) — живописец, сценограф, активист, интеллектуал и просто человек, чье сердце было открыто миру. 23 сентября в стенах Белгородского художественного музея состоялся вечер памяти художника, которому могло бы исполниться 85 лет.

Марат Ефимович Парахненко родился 20 сентября 1936 года в Харькове. Его детство пришлось на тяжелые военные годы. Окончил одно из старейших художественных учебных заведений Украины — Харьковский художественный институт, в стенах которого зародилась дружба с Александром Мамонтовым, Виталием Леусом. В начале 1960-х годов молодые художники приехали в динамично развивавшуюся молодую Белгородскую область и навсегда связали с ней свои жизни.

Именно тогда на Белгородчине началось активное развитие искусства, стали создаваться художественные объединения и организации. Марат Парахненко стал первым директором Белгородской детской художественной школы, активно работал над созданием художественной студии для взрослых, ставшей центром притяжения творческой молодежи. В 1963 году Парахненко стал членом Союза художников СССР.

Марат Ефимович стоял у истоков создания Белгородского отделения Союза художников СССР, которое возглавлял с 1974 по 1976 год.

Трудно переоценить вклад художника в развитие творческой жизни региона. Он с удовольствием занимался общественной работой: являлся членом общества «Знание», постоянным председателем жюри выставок детского творчества, заведующим областной очно-заочной школы художников-оформителей при обкоме КПСС, в течение многих лет работал над художественным оформлением крупных городских и областных концертов.

Марат Парахненко был замечательным станковистом. Художник работал в различных жанрах станковой живописи: пейзажа, портрета, натюрморта. Первая персональная выставка его работ состоялась в мае 1974 года в стенах областного краеведческого музея.

Любимым жанром художника уже тогда стал пейзаж. Впечатленный суровой северной природой, Марат Ефимович создал целую серию невероятно выразительных пейзажей: «Река Онега», «Северный вечер», и др. «Серебро Русского Севера» — город Каргополь, возвышающийся над водной гладью Онеги и сохранивший свою первозданную красоту, навсегда запечатлен на полотнах художника.

Пейзажи Белгородчины — меловые горы, бескрайние поля, также стали источником вдохновения художника. Об этом он рассказал в интервью Виталию Старикову в телепередаче «Истоки», вышедшей в 1996 году на Белгородском телевидении и посвященной присуждению Марату Ефимовичу звания «Заслуженный художник России».

Марат Парахненко являлся постоянным участником областных, зональных, республиканских, всесоюзных и международных художественных выставок.

Тонкий психологизм характерен для портретов, созданных художником. Это строгость и внутренняя сила, чувствующаяся в образе Василия Яковлевича Стороженко — танкиста-аса, участника Курской битвы.

Отцовская любовь и забота читается в портрете дочери Виты, изображенной на фоне декораций к спектаклю «Сон в летнюю ночь». Особую нежность работе придает небольшая игрушечная собачка в руке девочки.

У художника есть ряд жанровых полотен, посвященных Великой Отечественной войне. Переживший в детстве тяжелые дни оккупации Харькова, Марат Ефимович описывал события военных лет правдиво и драматично. Героизм советских воинов-освободителей, тяжелые страницы истории Белгородчины, такие как трагедия на Камышитовом заводе, нашли свое отражение в творчестве художника.

Однако, делом жизни мастера стала работа в области театрально-декорационного искусства. Марат Ефимович неоднократно называл театр своим «вторым домом». «Он владеет тайной кулис», — говорили про него.

Оформив свой первый спектакль на Белгородской сцене — «Сон в летнюю ночь» Уильяма Шекспира, художник навсегда связал себя с миром Мельпомены.

В течение 14 лет он являлся главным художником Белгородского государственного академического драматического театра им. М. С. Щепкина, где оформил более 40 спектаклей, в числе которых совершенно разноплановые произведения: трагедии, комедии, политическая сатира, тонкая любовная лирика, детские спектакли.

Марат Ефимович участвовал в создании спектаклей разных жанров, драматических, комедийных, обращался к разным историческим эпохам, и при этом всегда оставался верен своим художественным принципам.

Тема подвига занимает особое место в творчестве художника. Удачным примером ее художественного раскрытия стали оформление спектаклей «Разгром» по роману Александра Фадеева и «Барабанщицы» Афанасия Салынского.

В работе над спектаклем «Разгром» Парахненко отходит от традиций советской сценографии 1920-х годов, когда доминирующую роль в оформлении часто играла конструкция. На первое место у художника выходит психологическая составляющая произведения, заменившая преобладание внешних приемов. Интересное сценическое решение мастер получил за счет живописных полотнищ. В эпизоде «Трясина» зритель попадает в темную непролазную лесную чащу, достигается настроение опасности и напряженности.

Картина «Лагерь Левинсона» контрастна по отношению к «Трясине» и показывает лес как место, где члены партизанского отряда могли чувствовать себя в безопасности, сокрытые стеной высоких деревьев и согретые мягким светом костра.

Художник работал над оформлением спектакля талантливого сербского драматурга Бранислава Нушича «Госпожа министерша», обличающего нравы буржуазного общества и близкого по манере к политической сатире Салтыкова-Щедрина. Сменяющиеся декорации погружают зрителя в привычный мир главных героев, отгородившихся от окружающего мира границами собственного дома. Действующие лица обитают в своих комнатах, а выход на улицу становится для них целым событием.

По словам главного художника театра Марины Шепорневой, Марат Ефимович очень любил работать над оформлением детских спектаклей. «Чем мы сегодня будем удивлять?» — спрашивал художник, приступая к работе над новым произведением. Для маленького зрителя всегда создавалась атмосфера праздника, чуда, загадки, для чего использовались различные средства: хлопушки, яркие и интересные костюмы, новые музыкальные решения.

«Театр — творческий комбинат, требующий полной отдачи профессиональных и душевных сил»,- говорил художник в интервью газете «Наш Белгород» от 28 сентября 2001 года. «Театр — результат работы всего коллектива, всех цехов»,- подчеркивал Парахненко. По словам коллег, Марат Ефимович был прекрасным руководителем и умело мог организовать работу всего коллектива. Под его началом начинали свой творческий путь главный художник театра БГАДТ, член Белгородского регионального отделения Союза художников Марина Шепорнева, заведующий художественным цехом Марина Сергеева и многие другие. Коллеги отмечают, что Марат Ефимович с удовольствием делился своими знаниями и раскрывал секреты мастерства.

До конца жизни Марат Ефимович полностью отдавал себя искусству и продолжал заниматься любимым делом. По воспоминаниям сына художника, Марата Маратовича Парахненко, художник работал, даже когда был тяжело болен и не вставал с постели.

Сегодня, спустя 16 лет после ухода художника, о нем с любовью и уважением вспоминают его коллеги, друзья, ученики, для многих из которых он открыл путь к искусству. По словам близкого друга Марата Ефимовича, Заслуженного художника РСФСР Александра Павловича Мамонтова, Марат Парахненко был «уютным» и добрым человеком, потому и искусство его такое светлое и открытое.

Дата публикации
30.09.2021 г.
Автор
Фото

Топ новости

Новости по теме