«Во славу святой Троицы»

выставка иконописи
Выставки в Белгороде: иконопись «Во славу святой Троицы»

Выставка иконописи XVI–XIX вв. из фондов Ярославского художественного музея, к 100-летию канонизации святителя Иоасафа, епископа Белгородского.

Это уже третий совместный выставочный проект с Ярославским художественным музеем, который реализован по программе «Достояние музеев России – белгородцам!».

Предметом особой гордости для Ярославского художественного музея является коллекция иконописи, насчитывающая более 2000 экспонатов. 50 иконописных произведений XVI – начала XX веков, посвященных теме прославления и почитания триединой, неразделимой Пресвятой Троицы, экспонируются в Белгороде впервые. 14 икон были специально отреставрированы для этой выставки и первый раз выставляются специалистами ярославского музея после их поступления в фонды.

Большинство экспонируемых произведений на выставке происходят из храмов Ярославля и его области. Иконы отражают различные стилистические направления в искусстве крупнейшего художественного центра, каким был этот волжский город на протяжении XVI – начала XX веков. Значительная часть икон демонстрирует высшие достижения ярославской иконописной школы. Есть на выставке и раздел, посвященный иконам, связанным с народным искусством (ремесленным).

Выставка уникальна подбором экспонатов. Она отражает широкое разнообразие иконографических сюжетов в русской православной иконописи, раскрывающих одну тему – почитания Троицы: «Троица Ветхозаветная», «Сретение», «Отечество», «Троица Новозаветная», «Вознесение», «Сошествие Святого Духа» и другие.

Узкая тема выставки широка по истории развития. Иконография Троицы в православном изобразительном искусстве неразрывно связана с христианской традицией, которая на протяжении веков настаивала на неизобразимости Бога-Отца. Поэтому еще в раннехристианском искусстве Святую Троицу представляли на иконах как Гостеприимство Авраамово.

Православное учение рассматривает событие Явления Аврааму трех ангелов (Быт. 1:16) как явление Триипостасного Бога в ангельском образе. Непосредственное изображение Святой Троицы в иконографических типах «Сопрестолие» (или «Троица Новозаветная») и «Отечество» появляется в византийском и древнерусском искусстве сравнительно поздно, в XIV столетии. С этого же времени почитание Святой Троицы особо распространяется на Руси.

Подвижническую деятельность по прославлению и почитанию Святой Троицы на Руси вел преподобный Сергий Радонежский, а также святые Тихон, Антипий, Кирилл Белозерский и другие, образы которых также представлены на выставке.

Место
Художественный музей
Телефон для справок
+7 (4722) 58-96-67

Новости по теме