«Ярославская икона XVIII века»
Всего в экспозиции представлено 59 произведений иконописи. Впервые белгородцы и гости города смогут познакомиться с большими храмовыми и малыми запрестольными иконами XVIII века из коллекции Ярославского художественного музея.
Фонды музея, образованного в 1919 году, насчитывают свыше 60 тысяч произведений русского искусства XIII - XXI веков. Предмет его особой гордости – коллекция иконописи XIII – начала XX века, насчитывающая более 2000 экспонатов. Наиболее значительная ее часть – иконы XVII - XVIII веков.
В Ярославле собственная школа иконописания полностью сложилась к середине XVII века. С восьмидесятых годов XVII столетия ярославские иконописцы признавались одними из лучших на Руси.
Они славились консервативностью взглядов, тщательно соблюдали основы монументальной композиции искусства Древней Руси, но уже в XVIII веке старые иконописные традиции здесь обогатились приемами стиля барокко, проникшего из светского искусства.
В экспозиции об этом свидетельствуют иконы праздничного ряда и пророческого чина из иконостаса: «Богоявление», «Пророк Даниил», «Пророк Илья», «Благовещение». Они исполнены в охристой, оливковой, зеленовато-красной гамме, тактично применяется здесь живоподобие в трактовке ликов.
Традиции миниатюрного строгановского письма просматриваются в житийных и праздничных иконах. Художественное решение и оригинальный композиционный строй сюжета «Рождество Христово» и житийной иконы «Св. Великомученица Варвара» – типичный пример ярославской школы иконописания.
Местные мастера по-своему организовали схему построения «образа в житии», сделав её оригинальной и легко отличимой от подобных же произведений мастеров других художественных школ.
Одно из центральных мест в экспозиции выставочного зала занимает произведение «Святые Павел Фивейский и Иоанн Кущник со сценами жития», композиция которого решена на сочетании монументальности центральных фигур и ювелирной прорисовки деталей и клейм. Нетипичное расположение клейм жития в нижней левой части композиции – пример неординарного творческого решения сюжета.
Отдельного внимания заслуживают авторские датированные произведения С. Завязошникова, Е. Шергина, ведущих ярославских мастеров А. и И. Шустовых, позволяющие проследить роль личности иконописца в изобразительном художественном решении, казалось бы, давно выработанных композиций популярных в народе иконографических сюжетов.
Судя по иконе «Коронование Богоматери», мастер Е. Шергин находился под значительным влиянием западно-европейской гравюры, превратив иконографический сюжет в чудесное парение в небесном пространстве вполне телесных фигур.
Богатой фантазией обладал С. Завязошников, создавая сложную, перегруженную композицию «Рождество Христово», где основное содержание сюжета запутывается в многочисленных сценах земной жизни Иисуса. Желая рассказать в иконе как можно больше, мастер увлекся миниатюрной проработкой сюжетов, забыв о гармонии целого, и объединил рисунок лишь за счет цветового решения.
Выставка «Ярославская икона XVIII века» в Белгородском государственном художественном музее является яркой демонстрацией сохранения и развития духовных и художественных традиций иконописания в этом древнем городе на протяжении всего XVIII века. Созданная экспозиция временной выставки наглядно свидетельствует о стилистическом единстве ярославской иконописи и ее иконографическом разнообразии.
Приглашаем жителей и гостей города посетить выставку. Продлится она до 13 июня 2009 года.
- Место
- Художественный музей
- Телефон для справок
- +7 (4722) 58-96-67