Новости и обзоры событий культурного Белгорода



В музее открылась «Школа русского костюма»

6 июня в Белгородском государственном музее народной культуры состоялась презентация для широкой публики проекта «Школа русского костюма „Будь верен своим корням“» автономной некоммерческой организации «Народный код».

Русский народный костюм — это явление уникальное в истории мировой культуры, а его удивительная многовариантность не имеет аналогов. Это своего рода образ эпохи, целая энциклопедия русской жизни. По костюму можно определить временной период, социальный статус владельца, его возраст и достаток.

В работу модельеров, на протяжении многих лет стремящихся развивать в индустрии моды «русский стиль», свою лепту внесли будущие швеи, конструкторы и модельеры Белгородского механико-технологического колледжа.

Студенты провели масштабную исследовательскую и практическую работу, воссоздав утраченные традиционные костюмы (мужской и женский), бытовавшие в конце XIX — начале XX века в Ровеньском районе и сёлах Дегтярное и Белый Колодезь Вейделевского района, в которых исторически сложилась самобытная культурная палитра.

Представленные на выставке сложносоставной и колоритный женский костюм, мужской, который практически не сохранился в подлиннике до наших дней, демонстрируют сочетание целого комплекса видов рукоделия и ремесла, которыми обладали крестьяне конца XIX — начала XX века.

Один из выставочных комплексов посвящён ровеньскому костюму, воссозданному по сохранившимся рассказам жителей нескольких сёл района.

Посетители выставки узнают, что одежду обитатели слободы Ровеньки шили в основном из конопляного (позднее из фабричного) полотна. Мужская одежда мало чем отличалась от вариантов в других селениях и состояла из рубахи на выпуск, подпоясанной тонким пояском — покромкой, портов, иногда шаровар и валяной из шерсти или смушковой шапки (позже стали популярны картузы).

А вот женский ровеньской костюм был по-своему прекрасен! Рукава и запаску (фартук) модницы тех лет обильно украшали вышивкой с растительным орнаментом красными и черными нитями, иногда дополняя крючочным кружевом. В качестве декора тёмных длинных широких юбок («шарахванов») и надеваемых поверх жилетов («кирсетов», «корсеток») служили цветные фабричные ленты — шёлковые или бархатные. Плетёные из шерстяных нитей пояса зачастую имели пришивной карман для хранения разных мелочей.

Основным головным убором женщин служил платок, замужние женщины носили его в паре с очипком, под которым они прятали волосы. Праздничный образ дополнялся нагрудными и шейными украшениями в виде бус («нагорников») и монист, «коралов».

Особенностью ровеньского костюма служила обувь — она была непременно кожаной, будь то обычные женские «штиблеты» (невысокие ботинки) или «гусары» (высокие ботинки со шнуровкой), в которых щеголяли зажиточные крестьянки. Ну, а мужики носили сапоги, тоже только кожаные.

Ещё один раздел экспозиции посвящён костюмам села Белый Колодезь Валуйского уезда (ныне Вейделевский район), которое было основано в 1746 году и стало одним из центров старообрядческих общин юга России и Дона.

Среди валуйских и вейделевских сёл, показывающих в целом картину постепенной утраты самобытных черт в костюме к началу XX века, село Белый Колодезь стойко сохраняло свои традиции в течение длительного времени.

Женский комплекс с понёвой и кичкообразным головным убором существовал здесь в самобытных формах, отличных и от одежды однодворцев Белгородско-Воронежского региона и от понёвных комплексов других сёл.

Посетители выставки в Музее народной культуры узнают, кто из селян носил рубаху-долгорукавку, а кто пестрядь, что такое «чехлатки» и «форбот», как выглядела понёва (шерстяная юбка замужней женщины) и из каких элементов состояла «кичка».

Ну, о том, что как знак особого достатка жители села Белый Колодезь повсеместно носили кожаную обувь.

Село Дегтярное (слобода Дехтярная, хутор Дегтярский, деревня Владимировка) этого же Валуйского уезда обладало собственным модным стилем, сложившимся под влиянием старообрядчества.

На выставке «Будь верен своим корням» можно узнать о бытовой, повседневной мирской одежде («своедельщине») и моленной, о сложившейся градации тканей и традиционной цветовой гамме одежды.

Интересно, что в качестве головного убора селянкам здесь служила не кичка, а сорока, надеваемая на основу из двух кос, уложенных особым образом на макушке. А мужские головы покрывали староверческие грешневики (валяные шапки) или картузы — «фуражки».

Украшением церемонии презентации выставки в Музее народной культуры стала демонстрация свадебного обряда «повивание невесты» в исполнении фольклорного ансамбля «Ладовицы». Атмосферу настоящего праздника создали зажигательные выступления детского ансамбля народной песни «Веретёнце» МБОУ СОШ № 20 и фольклорно-инструментального ансамбля ДМШ № 4 города Белгорода.

Выставка «Будь верен своим корням» будет работать до 8 августа, а для её посетителей организуют лекционные встречи «Символика орнамента в вышитых рушниках Белгородской области» и «Традиционный костюм Белгородчины».

Одним из ярких событий обещает стать тематический модный показ с участием ТИНА ЭКО ШОУ и белгородских дизайнеров на открытой площадке рядом с музеем в Городском саду, запланированный на 14 июня. Во время дефиле будут продемонстрированы и костюмы из коллекции Музея народной культуры.

Дата публикации
07.06.2025 г.
Автор
Фото

Новости по теме