Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Театральная жизнь Белгорода: показ «Первого мужчины» в БГИКИ

Вчера в Малом зале БГИКИ зрители познакомились с блиц-спектаклем «Первый мужчина» в постановке Оксаны Погребняк. В основу легла одноименная пьеса Елены Исаевой. Вообще-то премьера «Первого мужчины» состоялась в ноябре прошлого года, но постановка неординарная и заслуживает внимания. Кроме того, режиссер упомянула, что каждый раз эта постановка развивается по-новому, она каждый раз разная. Эти причины и побудили нас о ней рассказать.

Как это уже было со спектаклем «Наташина мечта», зрительным залом стала сама сцена. Формально она сузилась до размеров круга, но в тоже время фактически пространство из театрального, иллюзийного, увеличилось до размеров мира реального. Складывалось впечатление, что мы наблюдаем самое жизнь, только очень концентрированную, насыщенную. Но ведь это новая драма. Помните?

Оксана Погребняк в образе   Одна из актрис Оксана Половинкина

Сразу же после входа на сцену атмосфера, здесь создавшаяся, захватила зрительское внимание. Мое, к примеру, привлекло начало, вернее, отсутствие традиционного начала в нашем с Вами представлении. Причислим это к одной из режиссерских находок, удачных.

Три героини были уже здесь и очень активно контактировали с присутствующими – пристально смотрели в глаза одним, трогали других, что-то брали у других. Казалось, спектакль начался, но прошло еще немного времени, и Оксана Погребняк, режиссер и одна из героинь «Первого мужчины», нарушила безмолвие: «Сегодня мы поживем для Вас, по секрету расскажем… На сцене уже не мы, началось…».

Сцена из спектакля «Первый мужчина» в постановке Оксаны Погребняк

Прежде чем перейти к идейно-тематическим особенностям спектакля, уделим немного внимания его жанру. Определение блиц-спектакль как жанра было дано Харьковским авторским театром «Котелок», который ориентирован на новую драму.

25 марта этот театр в малом зале БелГИКИ представил два спектакля «Июль» по пьесе Ивана Вырыпаева и «Двое бедных румын, говорящих по-польски» по пьесе Дороты Масловской. В чем специфика этого нового театрального жанра? Если вкратце, то несколько репетиций, актерская импровизация и режиссерское решение.

Сцена из спектакля «Первый мужчина» в постановке Оксаны Погребняк

Героини производили много движений – от порывистых, резких, до очень пластичных, грациозных и совсем спокойных и флегматичных, подобно движениям уставшего, обессилевшего человека.

Много было здесь и цветовых и световых решений, которые помимо основной функции несли смысловую нагрузку – расставляли акценты и поддерживали логику основной идеи.

Сцена из спектакля «Первый мужчина» в постановке Оксаны Погребняк  Сцена из спектакля «Первый мужчина» в постановке Оксаны Погребняк

Звучала музыка прошлых лет – композиции Юрия Антонова, Юрия Лозы, Аллы Пугачевой, Софии Ротару, Игоря Талькова, «Ласкового мая» и многих других. Про такую музыку говорят, что она со смыслом или иллюстрирует эпоху. И все эти средства подключают дополнительный культурный контекст.

Здесь мы переходим к идее и темам «Первого мужчины». Автор пьесы Елена Исаева затрагивает одну из тех проблем, о которой говорить в нашем обществе не принято. Даже соответствующей терминологии в языке нет – сплошь медицинские слова и нецензурная речь.

Спектакль «Первый мужчина» в постановке Оксаны Погребняк (Белгород)  Актрисы для создания образа выбрали нескольких молодых людей из зала, которые стали своеобразными участниками «Первого мужчины»

Я говорю об инцесте. У всех трех героинь (их играют Оксана Погребняк, Оксана Половинкина, Кристина Чистюхина) в подростковом возрасте происходит раннее сексуальное взросление – возникает чувство любви к мужчине, но к тому единственному, к которому оно является противоестественным – отцу.

Между ними возникает половая связь. Впоследствии это мучает каждую из героинь, у них появляются комплексы, их судьбы сломаны. Как выбраться из под спуда греха и начать жизнь по-новому? Как забыть и нивелировать последствия трагедии детства?

Сцена из спектакля «Первый мужчина» в постановке Оксаны Погребняк

Главные вопросы, которые каждая из героинь пытается решить, чтобы обрести отношения с мужчиной, любовь и создать семью.

С точки зрения построения спектакля, мы видим следующую схему: мужчина – отец – первая влюбленность. Верхний слой – неудачи во взрослой личной жизни – словно низводятся за счет сарказма, с которым рассуждают об этом героини.

Но природа смеха такова, что за ним скрывается страх. В данном случае – боязнь перед жизнью, так как не найдены ответы на указанные вопросы. Тогда же мы понимаем, что нужно искать суть произведения – ситуация и проблема, тянущиеся из детства.

Сцена из спектакля «Первый мужчина» в постановке Оксаны Погребняк

Ретроспективный взгляд показывает, что основное – взаимоотношения с отцом, обусловленные неправильное развитие эдипова комплекса (фрейдистские лейтмотив), подавление воли и личности младшего поколения старшим (лейтмотив патриархального сознания) и зависимость женщины от мужчины, вследствие появления Евы как из ребра Адама (евангельский лейтмотив). Трагедия многих людей воплощается в собирательных образах трех героинь – у каждой своя история.

Но в тоже время этот комплекс можно представить как один женский образ с внутренней полифонией. В самом начале девушки для создания образа выбрали нескольких молодых людей из зала, которые стали своеобразными участниками «Первого мужчины».

Сцена из спектакля «Первый мужчина» в постановке Оксаны Погребняк

Героиням необходимо было начать рассказывать о том, что произошло, и усилилось это за счет того, что все произнесенное звучало в лицо этим сидящим юношам, которые идентифицировались с мужчинами из их жизни.

Что касается актерских работ, то особенно хочется выделить игру Оксаны Погребняк. На мой взгляд, в ней заложен большой потенциал трагикомической актрисы.

Дата публикации
27.03.2010 г.
Автор

Новости по теме