Новости и обзоры событий культурного Белгорода



В Белгороде упало небо

Вчера в малом зале БелГИКИ режиссер Оксана Погребняк представила премьеру моноспектакля «Посмотри, как сейчас упадет небо…». Он поставлен по одноименной пьесе представителя новой драмы Александра Югова.

Новая драма всем известна своим подходом к окружающему миру и жизни. Пессимистические и депрессивные настроения, подчеркивание и усиление негативных и противоестественных явлений социальной жизни – пожалуй, основные ее маркеры.

Актуальные проблемы современности, касающиеся многих, рассматриваются в новой драме на примере частного человека. Как правило, одна проблема и все что с ней связано – один человек – один спектакль. Новая драма только констатирует положение дел, не предлагая пути разрешения.

Режиссер спектакля Оксана Погребняк  Испольнительница главной роли Алена Масленникова

В этот раз в центре моноспектакля – человеческая душа, которая выходит к зрителю со своей историей. В плане построения, естественно, нестандартной – она лишена традиционной сюжетной линии. Метафора в названии достаточно четко читается – катастрофа в масштабах одной личности. Низ и верх меняются местами – душа возносится в рай, пройдя своеобразное чистилище.

Поток сознания мазками очерчивает проблематику – одиночество и равнодушие окружающих, лишение жизни существа, которое ею переполнено. К тому же чрезвычайно чистого – ни осуждения своего убийцы, ни упрека, только слегка растерянное состояние, непонимание происходящего до конца и желание это преодолеть – подняться по лестнице в небо и обрести умиротворение.

В социальной сети «Вконтакте» к этому событию была создана группа. Там режиссер обозначила жанр этой постановки как «странный спектакль». Что ж, если вслед за М.М. Бахтиным понимать под жанром особый способ мировидения, восприятия реальности, то такое определение вполне законно и адекватно отражает увиденное вчера. Кроме того, на мой взгляд, это самая главная оценка премьеры – спектакль достаточно странен, чтобы привлечь внимание и заставить мысль рождаться. Однако мысли какого рода вызвала эта постановка?

Смазанность изображения вполне в духе спектакля

Далее, в той же группе находим – «спектакль, который не поддаётся логике.. его можно только почувствовать...». Думаю, это определение также принадлежит Оксане Погребняк. Можно ли с ним согласится? Два главных для меня в тот вечер вопроса нашли отражение ниже.

Лично я во время спектакля много думала о том, что девушка на сцене, играющая главную роль (Алена Масленникова), очень светлый человек, который старается сыграть по максимуму своих возможностей, умения и сил. Но смотрела я на это хрупкое и нежное создание и разделяла ее и тот текст, который она произносила – не сливались они воедино.

Испольнительница главной роли Алена Масленникова

Поверить в то, что Алена говорила про себя искренно и с надрывом, мне не удалось. К примеру, в реальности мыльных пузырей, которые выдувались двумя другими актрисами (Юлия Городова и Алена Луханина), я не сомневалась – по залу распространился характерный запах, и они кружились, сверкая в лучах прожектора. Мне могут возразить, ведь девушка играла душу убиенного человека, как она передаст состояние запределья, мира, где небо падает?

Скажу на это, что актер не может быть без прошлого, которое сформировало его мировоззрение. Значит, сыграть такое в его силах. Только актер (актриса) должен быть более старшего возраста с глубоким багажом чувственного и рационального опыта, что позволит ему приблизиться к той самой достоверности, о которой идет речь. Здесь для меня такого не случилось, поэтому, отвечая на второй вопрос, согласиться не могу.

Удачная организация пространства

Кроме этого, музыкальные переходы (звучали композиции группы «Flёur») были немного затянутыми. При сложности самого текста и его подачи из-за продолжительного звучания музыки иногда ускользал смысл сказанного героиней, и терялась цельность.

А вот организация пространства сцены очень понравилось – многометровое ниспадающее сине-бирюзовое полотно, имитирующее небо и облака, и большая деревянная лестница, к нему воздымающаяся.

Все изложенное крайне субъективно и никому не навязывается. Отдельное спасибо Оксане Погребняк.

Дата публикации
18.03.2010 г.
Автор

Новости по теме