Новости и обзоры событий культурного Белгорода



На «Новой сцене - 2» сыграли пьесу Ивана Вырыпаева «Пьяные»

Премьерные спектакли с большим успехом прошли в минувшие выходные, 25 и 26 августа, в Белгородском государственном центре народного творчества. Пьеса, написанная автором для театра в Дюссельдорфе, представленная на подмостках обеих российских столиц, теперь обрела сценическое воплощение и в Белгороде.

«Мы любим Вырыпаева и ставим его часто. С него началась деятельность театра, не считая „Наташиной мечты“. „Пьяных“ играем впервые, это такой „эксперимент-эксперимент“. Надо принимать, что это Иван Вырыпаев, а значит — спектакль очень долгий, идёт более двух часов. Очень сложный и красивый. Смыслы, которые автор вкладывает в текст на контрапункте реального и возвышенного духовного — здесь и происходит тот самый контакт, который интересует нас в его творчестве…» — представила премьерный показ режиссёр независимого молодёжного театра «Новая сцена-2» Оксана Погребняк.

Поставить «Пьяных» в Белгороде — довольно смелый поступок режиссера Оксаны Погребняк, поскольку только сам выбор драматургического материала, вызывающего разноречивые мнения прессы и критики, мог бы повлечь перекрытие кислорода и запрет «пущать» актёров на помост. Так что огромное спасибо за то, что у белгородцев есть возможность знакомиться с произведениями драматургов нового поколения, ярким представителем которого является Иван Вырыпаев.

Кого-то может отпугнуть название — «Пьяные». Спешим успокоить: пьянство в пьесе не носит бытовой окраски, это метафора. Состояние опьянения, в котором находятся все без исключения герои, позволяет им рассуждать на любые темы — от высокого до низменного.

«Но в одном ты прав, Карл, в том, что Господь говорит с миром через пьяных, с этим я согласен, приятель». Пьяный человек всегда мнит себя пророком. И здесь уж границы комического и трагического размыты. Поэтому ловишь себя на том, что тебе и смешно, и жалко этих пропойц (и себя заодно), и разрыдаться хочется. Настолько всякого дерьма в нашей реальной жизни много, что порой руки опускаются. А видишь — герои не сдаются, падают и поднимаются, значит, и ты найдешь свою жемчужину.

Герои пьесы «Пьяные» — модель, банкир, менеджер, проститутка, директор кинофестиваля, сотрудник строительной компании — наши современники, и это,. безусловно, работает «в плюс». Ведь куда интереснее увидеть в спектакле отражение реальных проблем современной жизни, а не выдуманные или присыпанные нафталином.

Любовь — главная тема пьесы. Любовь к божественному в человеческой природе. Бог, вера, истина, счастье, смерть, рак, страх — об этом говорят герои. Пытаясь выразить шокирующий смысл жизни, герои пьесы, как все в стельку пьяные люди, бесконечно повторяют свои фразы. Сначала это раздражает, а потом очередной повтор помогает зрителю понять важность каждого сказанного предложения. Это также задаёт определённый темпоритм, без которого ты уже перестаёшь воспринимать предлагаемые истины.

Диалоги шокируют, порой бесят своей прямотой. «Ты и я — мы тело Господа! Все люди, живущие на этой планете, — все мы тело Господа, понимаешь?» — «Правда ни на чьей стороне, вернее, на стороне каждого, потому что Бог — каждый, и любовь — каждый», — пытаются достучаться до нас актёры «Новой сцены – 2». И лучшее, что можно сделать, — смотреть и слушать, постигая всю мерзость реальности, чтобы все-таки обнаружить в ней что-то ценное. «Но счастье не в мороженом и не в пиве, и даже не в Карле, Лора…. В том, чтобы разглядеть эту… жемчужину под этим толстым слоем мирового говна».

Безусловно, режиссер и актёры пощадили наши провинциальные уши — в спектакле мы не услышали нецензурной лексики, хотя она в изобилии присутствует в пьесе, являясь её неотъемлемой частью.

На протяжении двух с половиной часов актеры беспрестанно падают, ползают и коверкают язык. Их «пьяный танец» не останавливается ни на минуту. Это очень непросто — играть пьяных, но артисты органично живут в этом своём состоянии и стараются научить нас, зрителей, услышать «шепот Господа в своем сердце». Или вот эти, просто гениальные фразы: «Когда любишь, то всегда валяешься на полу, потому что земля уходит из-под ног». «Свобода в том, что ты себя отдаешь. Что ты обязательно чему-то принадлежишь, что ты служишь и весь целиком подчиняешься своему служению». «Станьте такими крутыми как Господь, который никогда не ссыт и не опускает руки, а день за днем продолжает строить этот мир, несмотря на все наше нытье и меланхолию».

Нет смысла пересказывать содержание всей пьесы, её нужно приходить и смотреть. Это хороший, современный, интересный, умный и нужный спектакль, который открывает зрителю мир таким, какой он есть. И не только авторский текст прекрасен, как отметила Оксана Погребняк.

Вы увидите множество режиссерских находок, сценических и световых эффектов, всё это сопровождается музыкой Майкла Джексона. Спектакль идет на четырех сценических площадках, три из которых — прямо на улице. И это тоже глубокий и точный посыл режиссёра: можно просто шагнуть в реальную жизнь и обнаружить там (но уже без прикрас и театрального света) таких же как и в пьесе Вырыпаева героев с их рассуждениями о высоком и нетрезвыми попытками найти смысл бытия.

Дата публикации
29.08.2018 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме