Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Санкт-Петербург – Белгород: «Это сладкое слово — свобода»

Поэтическая метафора из стихотворения Поля Элюара лучше всего может определить впечатление от концерта знаменитого санкт-петербургского ансамбля «Терем-квартет» и белгородского симфонического оркестра, который состоялся 12 октября в Большом зале Белгородской государственной филармонии.

В ноябре всемирно известному ансамблю народных инструментов исполянется 26 лет. За более чем четверть века квартет студентов Ленинградской консерватории (который сменил за всё это время только одного участника) стал, пожалуй, самым ярким брендом современного российского исполнительства на народных инструментах.

Концерт «Терем-квартета» и симфонического оркестра БГФ в Большом зале Белгородской филармонии

Всё это время «Терем-квартет» продолжает удерживать и наращивать свою популярность во всём мире, выступая на самых крупных мероприятиях международного значения. «Терем-квартет» создал свой собственный стиль и свою собственную музыкальную империю. В его активе — более 500 собственных оригинальных аранжировок популярной классики, причём аранжировки для квартета и симфонического оркестра созданы в соавторстве с композитором Евгением Петровым, руководителем музыкального агентства «PiterMusic». Квартет выступает более чем в 60 странах мира, участвует в разнообразных международных музыкальных фестивалях, им записано 17 компакт-дисков. В Санкт-Петербурге «Терем-квартет» учредил собственный международный конкурс ансамблей «Terem Crossover».

«Терем-квартет» выступил в Белгороде

«Терем-квартет» во многом является первопроходцем. Более десяти лет назад он первым (по приглашению Ю. Темирканова) стал выступать с симфоническим оркестром, первым в России стал играть в стиле кроссовер, стиле, который рождается на пересечении классики, джаза и фолк-рока, и потому обладает непредсказуемой свободой выражения.

По словам рецензента «Вечерней Москвы» Николая Русского, «Терем-квартет» — это единственный ансамбль, который смог вселить жизнь в понятия «популярная классика» и «новое прочтение».

Андрей Смирнов

Сегодня в ансамбле играют Андрей Константинов (домра малая), Андрей Смирнов (баян, ведущий, вокал), Михаил Дзюдзе (балалайка-контрабас) и Алексей Барщёв (домра-альт). «В этом ансамбле — изумительное соединение огромного профессионализма, музыкальности, озорства и национальной корневой структуры» (Никита Михалков).

Алексей Барщёв (домра-альт) и Михаил Дзюдзе (балалайка-контрабас)  Андрей Константинов (домра малая)

Идея, которая ведёт «Терем-квартет» уже более четверти века по найденному ими пути, по словам А. Константинова — «играть современную музыку на основе национальной так, чтобы она была понятна и при этом народна в прямом смысле этого слова». Тот, кто не слышал ни разу живой «Терем-квартет», вряд ли сможет представить себе этот коллектив.

Первое выступление «Терем-квартета» в Белгороде проходило в рамках гастрольного тура по Центральному региону — Тула – Белгород – Воронеж – Москва. Знаменитый ансамбль, симфонический оркестр БГФ под управлением Дмитрия Филатова и белгородская публика, очень понравились друг другу.

Концерт «Терем-квартета» и симфонического оркестра БГФ в Большом зале Белгородской филармонии

Прошедший концерт скорее можно было бы назвать музыкальным представлением, полным юмора, лирики, фантазии, изобретательности и мастерства, от которых захватывало дух. Трудно сказать, была ли драматургия концерта в первом отделении запланирована или возникла спонтанно, но когда «горячий» хачатуряновский «Вальс» из «Маскарада» сменился одночастным «Concerto Grosso» Н. Будашкина («Терем-квартет» с оркестром), раздались вежливые, но сдержанные аплодисменты публики, воспитанной в крепких, достаточно консервативных академических традициях.

Более тёплый приём был оказан «Маленькому принцу» — оригинальной лирико-ностальгической композиции квартета, сплетённой из мелодий Таривердиева, Чайковского и др.

Публика горячо приняла знаменитый ансамбль «Терем-квартет» на белгородской земле

Но окончательно «лёд тронулся» в двух баховских «шутках»: в «Фугушке-песне» с её русской протяжной лирической темой фуги, обрамлённой во вступлении и заключении интонациями «Каким ты был» (Бах в русском стиле) и в «Прелюдии-тарантелле», построенной на теме прелюдии ре-минор из «Хорошо темперированного клавира», где с неожиданным озорством подмигивают интонации песни «Атланты держат небо на каменных плечах» (Бах в итальянском стиле).

Последующие музыкально-стилевые инсталляции («Чайковский в гостях у народов Севера», шубертовская «В путь», два креольских вальса и «Собачий вальс»), композиции на основе музыки к кинофильмам и танго А. Пьяццоллы публика принимала с нарастающим восхищением и восторгом.

Поражающая своей лёгкостью и отточенностью свобода обращения со всемирным музыкальным материалом была главным стержнем этого необыкновенного, замечательного концерта. Его заключительной точкой стало повторное исполнение (на «bis») знаменитого «Танго свободы» (Lieber Tango) Астора Пьяццоллы, которое музыканты исполнили, а зал слушал — стоя.

Прощаясь с белгородской публикой, квартет поблагодарил гостеприимный Белгород за горячий приём, пообещав вернуться с новой программой для совместного исполнения с симфоническим оркестром Белгородской филармонии.

Дата публикации
13.10.2012 г.
Автор

Новости по теме