Новости и обзоры событий культурного Белгорода



«Голливудская» программа от Юрия Меркулова

Заключительное выступление концертного оркестра духовых инструментов в абонементе «Отражение времени» состоялось 11 мая в Большом зале филармонии. Концерт под названием «Грёзы Голливуда» в Белгороде вызвал чрезвычайно живой слушательский интерес. 23 мая он прозвучит также для жителей города Старый Оскол.

Притягательность программы – музыка голливудских кинокомпозиторов – была внешним и, как выяснилось, далеко не главным фактором слушательского ажиотажа, отчего Большой зал БГФ 11 мая живо напомнил недавно завершившиеся фестивальные вечера.

«Голливудская программа» от Юрия Меркулова

Любопытно было и то, что мимо концерта оркестра Юрия Меркулова не прошли филармонические музыканты, всегда знающие «цену» предстоящему событию, так и то, что в зале обнаружилось много крепких «накачанных» молодых людей и субтильно-гламурных представительниц клубной молодёжи, явно хорошо знакомых с современной и исторической продукцией знаменитой «Фабрики грёз».

Концертный оркестр духовых инструментов БГФ. Солист – Евгений Добров

И, конечно же, здесь была обычная филармоническая публика, первый год посещающая абонемент Юрия Меркулова, но успевшая понять, что эти концерты не только раздвигают привычные горизонты репертуарных представлений о духовом оркестре. Они знакомят с новыми именами, и «приучают ухо» к яркой и могучей стройности мощного «духового братства», чтобы наслаждаться незнакомой ранее музыкальной красотой, которая, быть может, чуть ближе лежит к пластам обыденной жизни.

Поёт Татьяна Дружинина  Инна Пивнева (скрипка) и Юрий Меркулов

Например, к искусству кино. Последний концерт нового абонемента духового оркестра Юрия Меркулова был одновременно и кинокомпозиторской историей Голливуда – от режиссёрски-композиторских фильмов Чарли Чаплина (1889–1977) до устрашающе-захватывающего музыкального образа инопланетной цивилизации в фильме-фэнтези «Аватар» (2009). Это третья совместная работа знаменитого режиссёра Джеймса Кэмерона и композитора Джеймса Хорнера, который при создании музыки к «Аватару» в процессе интуитивной творческой работы в течении двух лет прибегал к синтезу электронных и традиционных инструментальных тембров.

Главный дирижёр Концертного оркестра духовых инструментов БГФ Юрий Меркулов

Каждый номер большой программы «Грёзы Голливуда» – это захватывающие саунд-треки, песни (солисты – Евгений Добров и Татьяна Дружинина), попурри самых знаменитых голливудских композиторов кино и мюзиклов – Элмера Бернстайна (однофамильца известного американского композитора и дирижёра Леонарда Бернстайна), Эннио Мориконе, Генри Манчини, Джона Уильямса, Джона Кандера, Куинси Джонса, Нино Рота, Фрэнка Синатры, аранжировщиков Н. Иваи и Дж. Хиггинса.

Но, кроме того, это превосходное звучание большого духового оркестра, который вобрал в себя и традиционный джазовый big-band, и эстрадно-танцевальный, и военный, и эстрадно-симфонический оркестр. Это оркестр, в котором каждая звуковая возможность оттачивается до блеска, где особенно впечатляет слаженность и взаимодействие различных однородных групп.

Концертная программа «Грёзы Голливуда» 

Это оркестр, дирижёр которого чётко и вместе с тем гибко владеет темповыми и ритмическими переходами, коими столь богаты эти пьесы. Это оркестр, обладающий динамической шкалой самого большого диапазона, где половина оркестра – солисты (чтобы их назвать, пришлось привести бы весь список из 54 человек). Все свои соло музыканты исполняют увлечённо, горячо и с воодушевлением, и это исходит от Юрия Меркулова, его темперамента, постоянного горения (даже когда он отходит в сторону, чтобы слушатели могли не только получше расслышать, но и разглядеть солиста).

Превосходные профессиональные аранжировки, о которых уже много лет для своего оркестра заботятся Юрий Меркулов и второй дирижёр Иван Полюхов – несомненно, «краеугольные камни» успеха, возрастающего в этом сезоне от концерта к концерту.

На сцене Большого зала Белгородской госфилармонии – концертный оркестр духовых инструментов Юрия Меркулова

Наконец, что касается столь популярного сейчас использования видеоряда (на концертах самых разных коллективов и в программах самого разного характера) – то к этому следовало бы относиться с большей осторожностью. Критерий здесь один – помогает ли этот приём лучше воспринимать музыку.

Голливудская киномузыка в очень хороших аранжировках самоценна. Несомненно оправданным видеоряд (в связи с фильмом) показался только в «Списке Шиндлера» (с прекрасным исполнением соло скрипки Инной Пивневой) и в саундтреке Дж. Хорнера из кинофильма «Аватар». Особой необходимости в видеоряде к другим номерам программы не наблюдалось.

Дата публикации
12.05.2012 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме