Новости кино и обзоры кинопремьер недели



Ян Бедерман в Белгороде: сеанс психологической музыки

Если кто-нибудь из вас когда-либо услышит оркестр интуитивной музыки Яна Бедермана, то можно не волноваться – лет двадцать это не сотрётся из вашей памяти. Вы можете забыть имена и лица музыкантов, но необыкновенное действо и волшебные звуки будете помнить всегда. 20 декабря в Арт-клубе «Студия» Белгорода выступил Ян Бедерман со своим оркестром.

В  нашем городе музыканты уже четвёртый раз(!!!) за два года. Приехали они в следующем составе: основатель оркестра композитор Ян Бедерман и его талантливые оркестранты – Александр Алёхин и Джон Кукарямба.

Оркестр интуитивной музыки Бедермана в Белгороде

Концерт начался неожиданно: музыканты будто бы привыкали к небольшой сцене, пробовали играть на инструментах, что-то репетировали и постепенно перешли к исполнению первой композиции. Музыка словно обволакивала зал и каждого присутствующего уводила от реальности. Звучание ударного инструмента (там-там), флейты, перкуссии и множества других, меняющихся в руках Бедермана инструментов, создавали единую мелодию, казалось, рождающуюся прямо на глазах зрителя.

Словам нет места, когда видишь магическое действо Джона Кукарямбы на сцене  Александр Алёхин

Не секрет, что участники оркестра никогда не репетируют, поэтому их выступления совсем не похожи на предыдущие. Тантрические барабаны  сменили духовые инструменты. Светский диалог двух саксофонов – сопрано и баритона – продолжили концертную программу. Вот они «говорят», затем  «спорят», «аргументируют» и заканчивают «задушевной беседой».

В арсенале музыкантов Оркестра интуитивной музыки Бедермана около 400 инструментов из разных уголков Земли

В выступлении артистов не было никакого эпатажа, таинственные колдовские  звуки, больше похожие на музыку, сопровождающую заклинания шамана, проникали в каждого присутствующего, не оставив равнодушных. Третья композиция «увела высоко в горы», использовались инструменты, имитирующие крики одиноких птиц, журчание ручья, мятущийся по вершинам гор ветер.

Ян Бедерман  Александр Алёхин - баритон-саксофон

Таджикский рубаб, флейта, там-тамы и даже звенящие колокольчики над тибетской чашей с водой создали в нашем сознании иллюзию незабываемого путешествия. Манера игры Бедермана и его музыкантов  – это медитирование с закрытыми глазами, возврат в реальность допускается только для смены инструментов.

Гипнотическое действо передалось залу, некоторые, прикрыв глаза, пытались достичь гармонии с самим собой, некоторые раскачивались в такт музыки. Голос Яна возвратил на Землю: «Вчера мы своей музыкой приостановили метель, что будет сегодня, я не знаю».

Диалог двух саксофонов

В пятнадцатиминутном перерыве «А-фишке» удалось пообщаться с руководителем оркестра Яном Бедерманом. О себе он рассказал, что родился на Украине в городе Овруч Киевской области, в пять лет мог говорить на французском языке (мама вела язык в школе). К музыке был приучен с раннего детства. Закончил Белорусский государственный университет транспорта по специальности инженер.

Джон Кукарямба  Александр Алёхин - игра на австралийском диджериду

Уехал искать счастья на Север, работал преподавателем, инженером, затем вернулся в Киев и занимался частным бизнесом. Продюсировал молодых музыкантов, снимал фильм в Гималаях. Так до 2000 года и «определялся». Пока кто-то из друзей не сказал: «Зачем тебе другие, пробуй сам. У тебя такой талант». И стал пробовать. Со временем пришёл к состоянию, когда приятно заниматься тем, что тебе приносит радость».

Музыкальные инструменты Яня Бедермана

По его философии, все люди делятся на созидателей и потребителей. Каждый осознанно выбирает, к какой группе примкнуть. Не раздумывая, Ян присоединился к первой, и с того момента занимается сочинением музыки нового направления. Собрав огромное количество этнических музыкальных инструментов, он ещё и создал правила их применения. Главное, как считает Ян, уйти от привычных традиций и играть по-своему. Тогда это перерастёт в психологическую музыку.

В руках Бедермана даже обыкновенный сифон - музыкальный инструмент Медитация под шуршание пластиковых пакетов, которое органично вписывается в пространственное звучание всего оркестра

В его оркестре собрано около четырёхсот инструментов. Здесь бубны, там-тамы, якутские народные инструменты, индейские «копытца», английский рожок, саксофоны, флейты, дудук, тувинский игил, гиджак, диджуриду, керамическая уду и большое разнообразие других музыкальных инструментов. Есть одна интереснейшая деталь: в музыкальный инструмент в руках музыкантов оркестра превращается абсолютно всё, даже целлофановые пакеты и сифон.

Ян Бедерман: если бы таджики увидели как я играю на их рубабе, они бы мне руки оторвали  Джон Кукарямба

«Звучание наших инструментов похоже на общение людей до постройки Вавилонской башни, – говорит Бедерман, – тогда не было национальностей, и люди понимали друг друга. Так и у меня – играю по-своему, а понимают все».

Его философия взаимосвязи всех людей была оценена три года назад по достоинству. В 2006 году Международный благотворительный союз наградил его бриллиантовым орденом «Миротворец года». За плечами оркестра участие в фестивалях на Украине, в России, Чехии, Египте, Греции. В январе 2010 года их пригласили на фестиваль психологической музыки «Альфа-фест».

Одних флейт в оркестре Бедермана около 15

А концерт в Белгороде был похож на сеанс арт-терапии (Ян Бедерман ещё и психолог). Зрители расслабились, получили огромное удовольствие от музыки и от общения. Перед рабочей неделей это было очень кстати.

По окончании волшебного действа мне почему-то вспомнились слова  Маяковского: «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?». Интересно, что бы ответил Бедерман? 

Дата публикации
21.12.2009 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме