Культурный лайфхак: события, факты, советы
В Белгороде обнажили шашки наголо
Вчера в Молодёжно-культурном центре БелГУ состоялся праздник казацкой отваги, молодецкой удали и танцевально-вокального мастерства. В гостях у белгородцев снова побывал Государственный казачий ансамбль песни и танца «Ставрополье».
Уже 23 года руководит коллективом заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств РФ Иван Громаков. В состав ансамбля входят 55 танцоров и вокалистов. В этом гастрольном туре у «Ставрополья» 14 концертов, из них четыре – в городах Белгородской области.
Ансамбль сопровождает оркестр народных инструментов, художественным руководителем которого является заслуженный артист РФ Вадим Абрамов.
В репертуаре «Ставрополья» песни различных этнических казачьих групп: запорожских, кубанских, некрасовских, терских. Большинство из членов ансамбля своей малой родиной считают Ставропольский край, но есть среди артистов и «заезжие», считающие себя казаками «по духу».
Как рассказал «А-фишке» балетмейстер-репетитор Александр Стяжкин, по приходу в ансамбль существует даже посвящение в казаки. Таинство обряда держится в секрете, можно сказать только, что основными элементами обряда являются шашка, нагайка и традиционный русский напиток.
На концерте в исполнении вокальной группы ансамбля прозвучали песни «Ехал казак за Дунай», «Пролягала она, путь-дорожка», «Марусенька пшениченьку жала», «Садила баба лук, чеснок», «Ой, ехали козаченьки», но когда запели «Не для меня» у многих зрителей заблестели от слёз глаза. Глубоко патриотичная, трагическая песня настолько артистично исполнена солистом, что каждый присутствующий в зале переживал её как свою собственную жизнь.
Костюмы ансамбля – неотъемлемая часть действа на сцене. Если уметь их «прочитать» – можно узнать многое из истории казачества. Например, в танцах «Степь ковыльная», «Товарки» – кофты танцующих девушек оторочены баской, а это неотъемлемый элемент казачьего женского костюма.
Очень много национальностей переплелось во время формирования разных этнических групп: здесь и Русь-матушка, и Украина-соседушка, и кавказские горцы, и турецкие янычары – все «приложили руку» к культурным традициям казачества.
Вот «товарки» задорно отбивают чечётку, а в «Казацкой вольнице» помимо главных элементов украинского костюма – кушака, шаровар и гоголя (головного убора), ещё и движения напоминают украинский гопак.
Сколько юмора, озорства в танцевальных композициях «Станичный ухажер», «Пилип с Конопель» (Пилип – это имя парня, который по сюжету танца, не знает, чего хочет, а Конопель – это название станицы), «Донская игровая».
Вокально-танцевальная композиция «Некрасовские вечерушки» звучит как-то ностальгически печально. Когда-то донские казаки были вынуждены переселиться в Турцию. 200 лет, проведенных в соседстве с турецким народом, оказали влияние на некрасовцев (так их называли по фамилии атамана).
И только во второй половине 20 века их потомки смогли вернуться в Россию. Танец начинается завораживающей восточной музыкой. Элементы костюма (турецкие шаровары, шарфы на голове у женщин, восточные украшения) свидетельствуют о времени, проведённом на берегу Эгейского моря.
История казачества тесно переплетается с историей кавказских народов. В лирической композиции «Нежность» перед нами красавица-горянка в костюме черкешенки. Юноша, ухаживающий за ней, – казак. Один на двоих белый платок – символ зарождающегося нежного чувства между влюбленными.
Концертную программу из 18 номеров ансамбль завершил любимым танцем своей терской станицы (от слова Терек) – «Казачьим плясом». А зрители отблагодарили артистов цветами и долго не смолкающими аплодисментами.
- Дата публикации
- 02.11.2009 г.
- Автор
- Специально для портала Афишка31, Елена Ховхун (фото автора)