Новости и обзоры событий культурного Белгорода



III Шереметевские музыкальные ассамблеи: День первый

8 апреля в Большом зале Белгородской государственной филармонии концерт с названием «Посвящение Георгию Свиридову» открыл III фестиваль «Шереметевские музыкальные ассамблеи», организованный Белгородской филармонией при содействии Фонда развития классического музыкального искусства в Белгородской области.

Отличие очередного шереметевского фестиваля от двух предыдущих не только в его монографичности — во всех трёх концертах (8, 11 и 15 апреля) будет звучать музыка Георгия Васильевича Свиридова (1915–1998), которого белгородцы вправе считать своим земляком, поскольку Георгий Свиридов родился в г. Фатеж Курской области, в которую до 1954 г. входила и Белгородчина.

Александр Белоненко и Светлана Боруха открывают фестиваль III Шереметевские музыкальные ассамблеи

Выбор предложенной митрополитом Белгородским и Старооскольским владыкой Иоанном фигуры крупнейшего мастера русской музыки ХХ века отнюдь не случаен, поскольку фестиваль проходит в год 60-летия Белгородской области и в преддверии 100-летия со дня рождения Г. В. Свиридова — даты, которая будет широко отмечаться и, несомненно, не только в нашей стране.

Вторая отличительная черта «Шереметевских музыкальных ассамблей» этого года в том, что концерты, на которые ангажированы и московские солисты, пройдут с преимущественным участием ведущих коллективов Белгородской государственной филармонии — симфонического оркестра и камерного хора, и солистов БГФ.

Симфонический оркестр, камерный хор БГФ и солист «Новой оперы» Александр Скварко

Всё это, вкупе с составом приглашённых почётных гостей фестиваля — председателем Национального Свиридовского фонда, племянником композитора, музыковедом Александром Сергеевичем Белоненко; директором филиала Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства «Шереметевский дворец — Музей музыки» Ольгой Алексеевной Великановой и заместителем главного редактора журнала «Музыкальная жизнь» Дмитрием Морозовым определяют чёткую русскую историко-культурную направленность фестиваля, расширяющуюся в сторону многообразных связей с другими видами искусства в современной русской культуре.

И вряд ли выбор мог быть более удачным, чем творческая личность Георгия Свиридова; композитора, который на Западе воспринимается как русский романтик ХХ века, как самый поэтичный символ русской музыки прошедшего столетия; композитора, который на Родине давно занял особое место главного продолжателя традиций русской музыкальной классики ХIХ века.

Камерный хор Белгородской филармонии

Давно уже перед богатейшим музыкальным (а сегодня и литературным) наследием Г. Свиридова в восхищении замирает и искушённый профессионал, и рядовой любитель. Постижение музыки одного из самых глубоких русских композиторов — композитора-мыслителя, композитора-философа, как полагает директор Института Свиридова А. С. Белоненко, ещё впереди.
Хотя, вряд ли можно постичь Тайну — а музыка Свиридова, как и любого гения, есть Тайна, к которой постоянно прикасаешься, ища ответы на вопросы — что есть Россия и русский человек? как ей развиваться? чем заполнит своё духовное существование русский человек в ХХI веке?

При жизни Г. В. Свиридова его соприкосновения с Белгородом были единичны. Самое заметное — приезд Г. Свиридова, первого секретаря Союза композиторов СССР на курско-белгородский музыкальный фестиваль в марте 1968 г., когда в Белгороде (как и в Курске) выступали симфонический оркестр Московской филармонии под управлением К. Кондрашина и московская хоровая капелла под управлением А. Юрлова.

Заслуженный деятель искусств Украинны Рашит Нигаматуллин, главный дирижёр симфонического оркестра Белгородской филармонии

Тогда на выступление московских гостей, состоявшееся на сцене областного театра (звучали фрагменты «Поэмы памяти Сергея Есенина» и «Патетическая оратория») Белгород откликнулся статьёй тогдашнего редактора «Белгородской правды» А. С. Потапова, напечатанной в журнале «Музыкальная жизнь» № 11 за 1968 г.

И вот, почти полвека спустя, музыка Г. Свиридова, в Белгороде никогда не исчезавшая (особенно с появлением 20 лет назад симфонического оркестра), вновь звучит в полный голос в масштабе «полнометражного» фестиваля.

В Белгороде стартовал фестиваль III Шереметевские музыкальные ассамблеи

Первый концерт фестиваля предваряли приветственные слова директора Белгородской государственной филармонии С. Ю. Борухи и А. С. Белоненко, а также кадры одного из лучших документальных фильмов о Г. В. Свиридове, созданного также белгородцем, уроженцем пос. Борисовка, замечательным режиссёром-документалистом Николаем Ряполовым.

Концерт свиридовской музыки открыл 3-минутный оркестровый мемориал «Памяти павших. Музыка к памятнику на Курско-Белгородской дуге». Начинаясь едва слышным оркестровым «шёпотом» струнных, «музыкальный памятник» вырастал в торжественно-величественный, светлый и мужественный песенный марш, останавливающий время для живых, как когда-то оно остановилось для погибших.

Лауреат международных конкурсов Александром Скварко (тенор)

Знаменитая хрестоматийная «Поэма памяти Сергея Есенина», ранее во фрагментах звучавшая в Белгороде в 1968 году, сегодня предстала в стенах «замечательного» (слова А. С. Белоненко) здания белгородской филармонии в великолепном исполнении симфонического оркестра БГФ под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина и камерного хора филармонии (главный дирижёр — Елена Алексеева) с солистом московской «Новой оперы», лауреатом международных конкурсов Александром Скварко (тенор).

Впечатления от яркого, свежего, мощного исполнения «Поэмы» у слушателей (это была белгородская премьера) были, наверное, такими же, как и на её премьере в Москве 31 мая 1956 г., после которой учитель Г. Свиридова Д. Д. Шостакович откликнулся в «Вечерней Москве» большой статьёй, приветствуя рождение новой «мегазвезды» советской музыки.

В Белгороде проходят концерты III Шереметевских музыкальных ассамблей

Имя Дмитрия Шостаковича фигурировало в программе первого дня фестиваля не только как имя автора исполняемой музыки (фрагменты из балета «Болт»), но и как имя прямого наставника и Георгия Свиридова, и Бориса Чайковского, и Валерия Гаврилина, чьи знаменитые, очень любимые произведения были включены в программу второго отделения.

Собранный в одно время и в одном месте «дайджест школы Шостаковича» производил огромное впечатление великолепием оркестрового разнообразия и исполнением отточенным, увлечённым и увлекающим.

Неудержимая энергия энтузиазма в знаменитом фрагменте из сюиты Г. Свиридова к кинофильму «Время, вперёд». Тончайшее «вологодское кружево» оркестра крайних частей, изумительное лирическое Адажио и гротесковые танцы сюиты из балета «Анюта» Валерия Гаврилина. Гениальная музыка Бориса Чайковского из гениального фильма Константина Воинова «Женитьба Бальзаминова» («Кадриль» и «Скоморошина» с солистом Ю. Фукаловым).

И, наконец, три фрагмента из балета Дмитрия Шостаковича «Болт» (Полька, Танго, Танец ломового извозчика) подвели черту под захватывающе-яркими, безгранично-талантливыми демократичными «музыкальными картинками русской жизни», исполненными, можно смело сказать, на уровне их создателей.

Можно только присоединиться к словам восхищения А. С. Белоненко в адрес симфонического оркестра и его главного дирижёра Рашита Нигаматуллина, а также сказать: «Браво, фестиваль!» в адрес его организаторов.

Дата публикации
09.04.2014 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме