Новости и обзоры событий культурного Белгорода
III Шереметевские музыкальные ассамблеи: День первый
8 апреля в Большом зале Белгородской государственной филармонии концерт с названием «Посвящение Георгию Свиридову» открыл III фестиваль «Шереметевские музыкальные ассамблеи», организованный Белгородской филармонией при содействии Фонда развития классического музыкального искусства в Белгородской области.
Отличие очередного шереметевского фестиваля от двух предыдущих не только в его монографичности — во всех трёх концертах (8, 11 и 15 апреля) будет звучать музыка Георгия Васильевича Свиридова (1915–1998), которого белгородцы вправе считать своим земляком, поскольку Георгий Свиридов родился в г. Фатеж Курской области, в которую до 1954 г. входила и Белгородчина.
Выбор предложенной митрополитом Белгородским и Старооскольским владыкой Иоанном фигуры крупнейшего мастера русской музыки ХХ века отнюдь не случаен, поскольку фестиваль проходит в год 60-летия Белгородской области и в преддверии 100-летия со дня рождения Г. В. Свиридова — даты, которая будет широко отмечаться и, несомненно, не только в нашей стране.
Вторая отличительная черта «Шереметевских музыкальных ассамблей» этого года в том, что концерты, на которые ангажированы и московские солисты, пройдут с преимущественным участием ведущих коллективов Белгородской государственной филармонии — симфонического оркестра и камерного хора, и солистов БГФ.
Всё это, вкупе с составом приглашённых почётных гостей фестиваля — председателем Национального Свиридовского фонда, племянником композитора, музыковедом Александром Сергеевичем Белоненко; директором филиала Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства «Шереметевский дворец — Музей музыки» Ольгой Алексеевной Великановой и заместителем главного редактора журнала «Музыкальная жизнь» Дмитрием Морозовым определяют чёткую русскую историко-культурную направленность фестиваля, расширяющуюся в сторону многообразных связей с другими видами искусства в современной русской культуре.
И вряд ли выбор мог быть более удачным, чем творческая личность Георгия Свиридова; композитора, который на Западе воспринимается как русский романтик ХХ века, как самый поэтичный символ русской музыки прошедшего столетия; композитора, который на Родине давно занял особое место главного продолжателя традиций русской музыкальной классики ХIХ века.
Давно уже перед богатейшим музыкальным (а сегодня и литературным) наследием Г. Свиридова в восхищении
замирает и искушённый профессионал, и рядовой любитель. Постижение музыки
одного из самых глубоких русских композиторов — композитора-мыслителя,
композитора-философа, как полагает директор Института Свиридова А. С. Белоненко,
ещё впереди.
Хотя, вряд ли можно постичь Тайну — а музыка Свиридова, как и любого гения,
есть Тайна, к которой постоянно прикасаешься, ища ответы на вопросы — что есть
Россия и русский человек? как ей развиваться? чем заполнит своё духовное
существование русский человек в ХХI веке?
При жизни Г. В. Свиридова его соприкосновения с Белгородом были единичны. Самое заметное — приезд Г. Свиридова, первого секретаря Союза композиторов СССР на курско-белгородский музыкальный фестиваль в марте 1968 г., когда в Белгороде (как и в Курске) выступали симфонический оркестр Московской филармонии под управлением К. Кондрашина и московская хоровая капелла под управлением А. Юрлова.
Тогда на выступление московских гостей, состоявшееся на сцене областного театра (звучали фрагменты «Поэмы памяти Сергея Есенина» и «Патетическая оратория») Белгород откликнулся статьёй тогдашнего редактора «Белгородской правды» А. С. Потапова, напечатанной в журнале «Музыкальная жизнь» № 11 за 1968 г.
И вот, почти полвека спустя, музыка Г. Свиридова, в Белгороде никогда не исчезавшая (особенно с появлением 20 лет назад симфонического оркестра), вновь звучит в полный голос в масштабе «полнометражного» фестиваля.
Первый концерт фестиваля предваряли приветственные слова директора Белгородской государственной филармонии С. Ю. Борухи и А. С. Белоненко, а также кадры одного из лучших документальных фильмов о Г. В. Свиридове, созданного также белгородцем, уроженцем пос. Борисовка, замечательным режиссёром-документалистом Николаем Ряполовым.
Концерт свиридовской музыки открыл 3-минутный оркестровый мемориал «Памяти павших. Музыка к памятнику на Курско-Белгородской дуге». Начинаясь едва слышным оркестровым «шёпотом» струнных, «музыкальный памятник» вырастал в торжественно-величественный, светлый и мужественный песенный марш, останавливающий время для живых, как когда-то оно остановилось для погибших.
Знаменитая хрестоматийная «Поэма памяти Сергея Есенина», ранее во фрагментах звучавшая в Белгороде в 1968 году, сегодня предстала в стенах «замечательного» (слова А. С. Белоненко) здания белгородской филармонии в великолепном исполнении симфонического оркестра БГФ под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина и камерного хора филармонии (главный дирижёр — Елена Алексеева) с солистом московской «Новой оперы», лауреатом международных конкурсов Александром Скварко (тенор).
Впечатления от яркого, свежего, мощного исполнения «Поэмы» у слушателей (это была белгородская премьера) были, наверное, такими же, как и на её премьере в Москве 31 мая 1956 г., после которой учитель Г. Свиридова Д. Д. Шостакович откликнулся в «Вечерней Москве» большой статьёй, приветствуя рождение новой «мегазвезды» советской музыки.
Имя Дмитрия Шостаковича фигурировало в программе первого дня фестиваля не только как имя автора исполняемой музыки (фрагменты из балета «Болт»), но и как имя прямого наставника и Георгия Свиридова, и Бориса Чайковского, и Валерия Гаврилина, чьи знаменитые, очень любимые произведения были включены в программу второго отделения.
Собранный в одно время и в одном месте «дайджест школы Шостаковича» производил огромное впечатление великолепием оркестрового разнообразия и исполнением отточенным, увлечённым и увлекающим.
Неудержимая энергия энтузиазма в знаменитом фрагменте из сюиты Г. Свиридова к кинофильму «Время, вперёд». Тончайшее «вологодское кружево» оркестра крайних частей, изумительное лирическое Адажио и гротесковые танцы сюиты из балета «Анюта» Валерия Гаврилина. Гениальная музыка Бориса Чайковского из гениального фильма Константина Воинова «Женитьба Бальзаминова» («Кадриль» и «Скоморошина» с солистом Ю. Фукаловым).
И, наконец, три фрагмента из балета Дмитрия Шостаковича «Болт» (Полька, Танго, Танец ломового извозчика) подвели черту под захватывающе-яркими, безгранично-талантливыми демократичными «музыкальными картинками русской жизни», исполненными, можно смело сказать, на уровне их создателей.
Можно только присоединиться к словам восхищения А. С. Белоненко в адрес симфонического оркестра и его главного дирижёра Рашита Нигаматуллина, а также сказать: «Браво, фестиваль!» в адрес его организаторов.
- Дата публикации
- 09.04.2014 г.
- Автор
- Специально для портала Афишка31, муз. обозреватель БГФ Нина Синянская (фото Антона Черева)
Топ новости
-
25 декабря
В Белгороде завершаются читки года
-
22 декабря
«Царская мода» в Белгороде
-
23 декабря
«Притяжение зимы» с Ириной Андреевой
- Все новости