Новости и обзоры событий культурного Белгорода
«Курская дуга» Гергиева – Мацуева: Белгородский выступ
7 мая в 11.30 в переполненном Большом зале Белгородской филармонии ликующими гимническими фанфарами 1-го фортепианного концерта Чайковского в исполнении Дениса Мацуева и симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева начался очередной — белгородский — этап ХII Московского Пасхального фестиваля Валерия Гергиева.
Посвящённый 70-летию решающего сражения 2-й мировой войны — Курской битве, Пасхальный фестиваль этого года (5–16 мая) проходит по местам самых ожесточённых боёв Великой Отечественной войны, чтобы напомнить о миллионах погибших и выживших русских солдат, победивших фашизм ради сегодняшнего мира.
О миллионах неизвестных и конкретных близких людей, память о которых жива в каждой семье, как жива память об отце великого современного российского дирижёра Валерия Гергиева, прошедшего войну от начала до конца и умершего от последствий ранений в 49 лет в 1966 году.
Как жива память о моём отце, командире танкового экипажа Т-34, который участвовал в одном из первых крупных танковых сражений под Ельней на смоленском направлении, где его танк был подбит, и из трёх членов экипажа двое были ранены, а тот, кто остался невредимым, вытащил своего командира (моего будущего отца) из горящего танка. Как будет жива память обо всём этом поистине великом уходящем поколении советских людей, спасших мир от фашизма.
И что, как не великая русская классическая музыка, музыка Чайковского с переплавленными в ней болью и страданиями, радостями и ликованиями, тишиной, покоем и красотой мира более способны отвечать и соответствовать величию и памяти этого подвига?
Спецпоезд ХII Пасхального Московского фестиваля доставил оркестр Мариинского театра в Белгород 7 мая утром после трёх концертов накануне в Брянске и Смоленске. После дневного выступления в Белгороде чартерный поезд «Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева» с концертами в тот же день направился в Курск и Орёл — и в каждом из городов Курской дуги Денис Мацуев в сопровождении оркестра под управлением Валерия Гергиева исполнял разные фортепианные концерты.
В каждом городе звучали разные программы. Белгородская
была единственной, состоящей из знаменитых «знаковых» симфонических
произведений русской классики — Первого фортепианного концерта и 4-й симфонии
Чайковского.
Впечатление от впервые услышанного вживую в его первый приезд в Белгород
Валерия Гергиева и оркестра Мариинского театра с Денисом Мацуевым в качестве
солиста (Мацуев выступал в Белгороде во второй раз) было подобно большому
взрыву.
Постоянный партнёр одного из самых востребованных во всём мире
дирижёров современности, Денис Мацуев вместе с В. Гергиевым и оркестром Мариинского
театра предоставили белгородцам уникальную возможность услышать ту немеркнущую
роскошную русскую симфоническую классику, которой в их исполнении восторженно
рукоплескали слушатели всего мира.
Трудно себе представить больший душевный подьём, энергию и экспрессию, чем ту,
с которыми этот феноменальный пианист погрузил слушателей в щедрый, открытый,
солнечный с набегающими тенями тревог или задумчивости мир знаменитого
фортепианного концерта.
Многое в исполнении этих двух известнейших сочинений Чайковского было услышано как будто заново, в частности, ласковая, жизнерадостно-резвящаяся беспечность 2-й части, а такого слияния солиста и оркестра нашей публике слышать ещё не доводилось.
Вообще, в этот раз было очень заметно, что Денис Леонидович чувствует себя в Белгороде «как дома» (в свой первый приезд в наш город в феврале 2011 года он весьма благоприятно отозвался о музыкальной атмосфере небольшого Белгорода), что выражалось не только в его игре, но и в непосредственном послеконцертном общении со слушателями, многим из которых удалось сфотографироваться со знаменитым пианистом.
Один из немногих в мире концертирующих симфонических коллективов музыкального театра, Оркестр Мариинского театра (по версии престижного британского журнала «Grammophone», признанного во всём мире самым авторитетным изданием в области классической музыки) входит в число 20 лучших мировых оркестров.
Благодаря юбилею одной из самых знаменательных дат Второй мировой войны, люди, живущие в городах, где когда-то решались судьбы планеты, получили счастливый шанс услышать один из трёх российских оркестров, входящих в «Топ-20» лучших оркестров мира.
Впечатление от первого соприкосновения лишь с одной — симфонической — частью
огромной музыкальной империи, созданной Валерием Гергиевым в невероятно короткий
срок, за какие-нибудь 25 лет, не могло не стать для белгородских слушателей
настоящим потрясением и открытием того, как звучит симфонический оркестр
мирового уровня.
Лейбл «Mariinsky» этого огромного музыкального государства, созданного и возглавляемого
Валерием Гергиевым, для всего мира сегодня — знак высочайшего музыкального
профессионализма, знак постоянного и неуклонного движения к совершенству,
недосягаемый образец для подражания.
Знакомая до малейших изгибов 4-я симфония Чайковского прозвучала в Белгороде с такой исчерпывающей полнотой раскрытия замысла композитора — трагедия одинокой души, мятущейся в тщетных поисках душевной опоры — которая может быть доступна лишь такому уникальному дирижёру как Валерий Гергиев и его совершенному инструменту-оркестру.
Мы услышали оркестр с ярким и, одновременно, очень мягким звучанием; оркестр, безгранично гибкий и чуткий, повинующийся малейшим движениям рук, пальцев, жестов и взглядов дирижёра. Оркестр, в котором один и тот же тембр может звучать с абсолютно различным смыслом; оркестр, в котором направляемое дирижёром движение музыкальной мысли существует столь же естественно, как человек в природной атмосфере планеты Земля.
Наверное, не будет преувеличением думать, что живое знакомство с Валерием Гергиевым и оркестром Мариинского театра для многих белгородских музыкантов стало мини-мастер-классом и образцом исполнительского мастерства.
Ответом на слушательские овации были «бисы» в заключении каждого отделения: Денис Мацуев превосходно сыграл Прелюдию соч. 23 № 5 Рахманинова, а оркестр — «Трепак» из «Щелкунчика». Валерий Гергиев попрощался с восторженно аплодирующим залом символическим дружеским рукопожатием — залогом (как и было им заявлено в интервью перед концертом) своих возможных дальнейших встреч с Белгородом.
- Дата публикации
- 08.05.2013 г.
- Автор
- Специально для портала Афишка31, муз. обозреватель БГФ Нина Синянская (фото Антона Черева и Александра Шапунова)
Топ новости
-
03 октября
Осенний #НАУКАДЖАЗ
-
03 октября
Давайте замедляться
-
04 октября
С любовью к родному Белогорью
- Все новости