Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Денис Мацуев: публика всегда права

27 февраля перед своим концертом в Белгороде заслуженный артист РФ, лауреат Государственной премии, лауреат премии им. Д.Д. Шостаковича пианист Денис Мацуев встретился в конференц-зале филармонии с представителями белгородских СМИ. На встрече затрагивался самый широкий круг вопросов – от необычности имиджа одного из самых выдающихся российских пианистов своего поколения до актуальных проблем современной академической музыкальной жизни России.

Отвечая на вопросы журналистов, Денис Мацуев в частности сказал: 

…о спорте

– Я люблю спорт и «фанатею» от разных спортивных достижений, но здесь я не исключение. Многие выдающиеся музыканты и актёры – поклонники спорта, сами занимаются или занимались спортом. Просто речь идёт о другом: что я разрушил некий стереотип о том, что музыкант – человек «в себе» или «не от мира сего», и это правда. Но я стараюсь быть самим собой и не скрывать того, что я люблю.

Пианист Денис Мацуев и художественный руководитель Белгородской филармонии Иван Трунов

…о кризисе массового музыкального образования

– Сейчас наблюдается массовый отток учащихся из музыкальных школ, ДМШ не прививают любовь к музыке. Эта проблема осознаётся сейчас как проблема массового музыкального слушателя.

То, что касается нашего начального (и даже среднего специального – дополн. ред.) образования – это одна из самых тревожных тем, которые я всегда затрагиваю, будь то на Президентском Совете (в феврале 2006 г. Д. Мацуев вошёл в состав Совета по культуре и искусству при Президенте РФ – примеч. ред.) или в любом другом интервью. Это действительно огромная проблема.

В настоящее время мы видим, что идёт огромный отток и музыкальных педагогов из обыкновенных музыкальных школ, не специализированных школ для одарённых детей. Русские педагоги уезжают в Китай, где существует отдельный музыкальный бизнес с высоким уровнем оплаты труда. Педагоги из российских регионов влачат жалкое существование. Последнее время идёт много разговоров об изменении нашей системы художественного образования, но будет катастрофа, если это сделают так, как предлагают.

В 2005 г. в Кремле проходил фестиваль «Крещендо», на котором огромная команда молодых музыкантов заявила о себе, подтвердив, что существует преемственность поколений. Тогда мы поднимали вопрос о том, что нужно возвращаться к утраченным стандартам, к нашей уникальной музыкальной педагогике, которая вызывала зависть во всём мире.

Вспомните, в СССР была система, при которой практически каждый второй ребёнок ходил в музыкальную школу, в домах стояли пианино. Наша педагогическая школа была самой лучшей, наравне с исполнительской. Сейчас она переживает не самые лучшие времена. Я всего лишь пианист, но безусловно я буду делать всё, что от меня зависит, чтобы менять эту ситуацию.

…о фонде «Новые имена» и способах поддержки талантливых детей


– «Новые имена» – это семья, которой уже больше 20 лет. Я из первого поколения тех, кому помог фонд «Новые имена». Сегодня через наш фонд (Д. Мацуев в настоящее время возглавляет фонд «Новые имена» совместно с его основателем Иветтой Николаевной Вороновой – примеч. ред.) прошло уже 4 поколения.

Сейчас существует много различных стипендий для одаренных детей: именные, правительственные, в том числе московского правительства, региональные, есть стипендии ряда меценатов. Их размер может варьироваться, но они не копеечные, как когда-то, они изменились. Есть лично мои стипендии, достаточно большие. Амплитуда помощи сегодня очень велика. Помощь зачастую оказывается не деньгами, а покупкой музыкальных инструментов, предоставлением возможности пройти мастер-классы у знаменитых профессоров, содействием в гастрольной практике.

Уже 15 лет существует уникальная музыкальная среда – летняя творческая школа в Суздале, куда съезжаются лучшие профессора нашей страны и проводят с одаренными детьми в течение месяца мастер-классы.

Последний проект фонда – «Новые имена – регионам России». Всей нашей команде небезразлична судьба поколения, которое идёт за нами. Отборы в регионах дают представление о том, в каком состоянии там образование. Наша задача – найти таланты, помочь им, огранить, и оградить от разных невзгод. Ведь каждый талант индивидуален, это искорка божья, звёздочка.

Чтобы понять, что является мерилом хорошей работы фонда, нужно посмотреть на результаты последних конкурсов – имени Шопена в Варшаве, Вана Клиберна в Далласе, Королевы Елизаветы в Брюсселе или конкурса имени Чайковского в Москве – мы увидим, что их лауреаты на 90% – выходцы из нашего фонда. В России есть талантливые дети, и в Белгороде тоже.  

…о педагогах и педагогике

– У меня были прекрасные педагоги, но у меня самого, к сожалению, нет педагогической жилки. Я могу лишь сожалеть, что я не преподаю, хотя уверен, что преподавание – чрезвычайно любопытный процесс. Все мои попытки провести мастер-классы превращались в некую творческую встречу, в более близкий мне формат. Педагогика это отдельная специальность, её нельзя совмещать с концертной деятельностью, ей нужно посвятить всю жизнь. Это талант. Мой консерваторский педагог Сергей Леонидович Доренский пожертвовал своей концертной карьерой и воспитал 123 лауреата международных конкурсов. Этот показатель никем не превзойдён и занесён в книгу рекордов Гиннеса. Я к этому пока не готов. Может быть, позже.

Денис Мацуев. Пресс-конференция в Белгороде

…о конкурсе имени Чайковского

– Неделю назад я впервые в своей жизни сидел в жюри на отборе на очередной (14-й) конкурс имени Чайковского (в 1998 г. Денис Мацуев в 23 года стал лауреатом 1-й премии ХI международного конкурса им. Чайковского). Конкурс им. Чайковского – это наш российский бренд. Те, кто получали 1-ю премию, начиная с Клиберна в 1958 году, становились потом настоящими большими музыкантами, все первые премии ни разу «не промахнулись». К сожалению, в последние десять лет этот конкурс утратил былую репутацию, и наша задача возродить её.

Оргкомитет ХIV международного музыкального конкурса Чайковского, который возглавил маэстро Валерий Гергиев, намерен вернуть мировой престиж знаменитому музыкальному смотру. Конкурсный отбор очень строгий: в первый тур будет допущено 30 конкурсантов, во второй – 15, а в финале останется 6. Для победителей конкурса будут предоставлены беспрецедентные возможности – заключены контракты с мировыми звукозаписывающими фирмами, с оркестрами, дебюты во всех мировых столицах. Мы смотрим на это с хорошей завистью, потому что в 1998 г., когда я победил на конкурсе Чайковского, от самого конкурса у меня не было ни одного концерта.

То, что я сейчас имею – это моя собственная работа. Но бренд самого конкурса Чайковского всё равно существовал. Когда я приезжал выступать, люди шли не на неизвестного Дениса Мацуева, а на лауреата конкурса им. Чайковского. Очень хочется, чтобы лауреаты возродившегося конкурса Чайковского на международной сцене заявляли о себе. Если есть талант, он должен быть услышан.

…об отношении к современным СМИ

– Удручает, что практически ни в одной газете нет постоянной «культурной» рубрики, нет рецензий на классические концерты, которые проходят в столицах и регионах, нет интервью с выдающимися людьми, в которых они могли бы высказаться о той или иной проблеме. Если нет скандала, тебя никто не знает. Я собственным пиаром специально не занимаюсь, у меня нет ни пресс-секретаря, ни менеджера. Хотя считаю, что иметь свой сайт очень важно. Может быть, я сокращу своё общение со СМИ, а рассказывать о событиях, делиться своими мыслями буду на персональном сайте.

…о концертном сезоне 2010-2011 г.г.

– Этот сезон у меня очень насыщен: больше 160 концертов по всему миру, в том числе и с такими оркестрами как Нью-Йоркский филармонический, Берлинский филармонический. Для меня это очень важно, но отнюдь не умаляет значимости наших русских оркестров. О наших оркестрах можно говорить бесконечно. Отмечу, что есть некая несправедливость: наши элитные коллективы (Москвы и Петербурга) получают президентские и правительственные гранты, чего нельзя сказать о провинциальных оркестрах. А их осталось не так много, и это очень тревожит.

…о Белгороде и белгородском симфоническом оркестре

– В вашем городе я впервые, это один из последних более-менее крупных городов, где я ещё не играл. Город мне показался солнечным, с хорошей энергетикой. Я поражён уникальным зданием Белгородской филармонии. Очень приятно, что в городе есть такой симфонический оркестр. Наличие симфонического оркестра в регионе говорит об уровне культуры – и людей, и властей.

С главным дирижером белгородского оркестра Нигаматуллиным первое знакомство состоялось в 1992 г., в Луганске (тогда Р.Г. Нигаматуллин был главным дирижёром Луганской областной филармонии – примеч. ред.), куда я приезжал ещё учеником 7 или 8 класса московской ЦМШ, в начале моей гастрольной деятельности. Новая встреча с маэстро очень приятна.

…о программе концерта в Белгороде

– Почему в программе сегодняшнего концерта русские композиторы? Да потому что я очень люблю эту музыку. Чтобы слушать классическую музыку, нужно иметь подготовку – как к живописи, как к театральному искусству. С непривычки придёшь – не поймёшь ничего. Подготовленный зритель на концерте классической музыки и получает удовольствие, и обогащается. Мне нравится общаться с публикой, делиться своими переживаниями, ощущениями. Я играю для публики. Публика всегда права.

Что буду играть на бис, я никогда не знаю заранее. Только когда выхожу и сажусь на банкетку – в этот момент я решаю, что буду играть. Но то, что будет сюрприз – это 100%.

Дата публикации
02.03.2011 г.
Автор

Новости по теме