• Афиша и новости
    культурного Белгорода
 

Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Клеменс Шнорр выступил в Органном зале Белгородской филармонии

29 марта в Органном зале Белгородской государственной филармонии состоялся заключительный концерт цикла «Органисты немецких соборов». С программой из произведений европейских композиторов 18–19 вв. выступил органист кафедрального собора св. Павла в Мюнстере Клеменс Шнорр.

Клеменс Шнорр родился и вырос в старинном баварском городке Аморбахе, где ещё в детские годы научился играть на старинном органе в местной монастырской церкви. Став известным органистом, К. Шнорр до сих пор поддерживает связь с родными местами — он руководит знаменитыми органными фестивалями в Аморбахе.

Профессиональное музыкальное образование он получил в Музыкальной академии г. Мюнхена, где также изучал классическую филологию в университете. В молодые годы Клеменс Шнорр как органист был отмечен наградами на различных международных конкурсах и фестивалях, и сегодня является одним из ведущих органистов Германии.

Немецкого органиста хорошо знают в России. В нашей стране он впервые выступил в апреле 2004 г. на торжественной церемонии открытия органа в Светлановском зале Московского международного Дома музыки. В 2010 году К. Шнорр принимал участие в Московском международном монофестивале «Музыка И. С. Баха».

Клеменс Шнорр выступил в Органном зале Белгородской филармонии

Многочисленные обязанности церковного органиста К. Шнорр совмещает с концертной деятельностью, научной работой (автор статей об органе) и педагогикой (профессор Музыкальной академии во Фрайбурге, Германия; преподаёт в Органной академии в Пистойе, Италия).

В Белгороде Клеменс Шнорр выступил впервые, но, как и везде на его концертах, в зале не было ни одного свободного места. Классико-романическая программа немецкого гостя включала в себя очень известные произведения органного репертуара, с которыми, однако, многие знакомились впервые.

Каждое отделение не выходило за чётко-очерченные хронологические границы (18 и 19 века), что позволяло не только охватить столетнюю панораму развития европейской органной музыки, но и выделить две ведущие линии — масштабные серьёзные композиции (Бах, Мендельсон, звучавшие в начале и заключении концерта) и разнообразные, разнохарактерные музыкально-жанровые произведения, окрашенные юмором и шуткой.

К первому — серьёзному — роду относится Фантазия и фуга соль минор BWV 542 И. С. Баха и соната фа-минор ор. 65 № 1 Ф. Мендельсона. Скорбно-страстная фантазия импровизационно-патетического склада и масштабная развёрнутая фуга с её танцевального склада темой были исполнены в типичной для немецкого гостя спокойной, ясной и обстоятельной манере.

Клеменс Шнорр выступил в Органном зале Белгородской филармонии

Четырёхчастная соната Мендельсона фа-минор — вторая органная соната из ор. 65, которая в этом сезоне прозвучали в Белгороде (сонату ор. 65 № 6 в сентябре играл органист собора св. Иоанна г. Дюссельдорфа Вольфганг Абендрот). Эти сочинения — из тех, в которых раскрывается духовный мир глубоко верующего композитора, прочными узами связанный с миром музыки И. С. Баха.

Сонату Мендельсона предварила программная религиозная пьеса «Invocation» («Вознесение») выдающегося бельгийского композитора, органиста-виртуоза и педагога Жана-Николя Лемменса (1823–1881). Пьеса входит в цикл «10 импровизаций в строгом и напевном стиле». Мягкая, ясная и певучая мелодия, господствующая в пьесе Лемменса, создаёт настроение всепоглощающей спокойной радости.

Со светской и весьма неортодоксальной частью органного репертуара публика познакомилась в Фантазии фа-минор KV408 Моцарта и в большой драматической фантазии «Концерт на озере, прерванный грозой» Сигизмунда фон Нойкома.

Фантазия Моцарта, созданная незадолго до смерти (в марте 1791 г.), относится к числу его заказных и весьма экстравагантных сочинений — фантазия написана для механического органа, встроенного в часовой механизм.

О столь экзотическом происхождении весьма популярной у органистов пьесы напоминает большой раздел в форме вариаций в очень красивой высокой регистровке органа.

Впервые звучавший в Белгороде плодовитый австрийский композитор, органист, пианист и дирижёр, родившийся в Зальцбурге в 1778 г. и умерший в Париже в 1858г., Сигизмунд Риттер фон Нойком при жизни считался одним из лучших органистов своего времени. Программная фантазия «Концерт на озере, прерванный грозой» — жанровая музыкальная картина, родственная немецкой жанровой живописи начала 19 века.

О том насколько орган может превратиться в светский инструмент, способный улыбаться и шутить, свидетельствовал и впервые исполненный в Белгороде концерт Генделя «Кукушка и соловей» HWV 295. Этот также достаточно «репертуарный», излюбленный органистами четырёхчастный Концерт Фа-мажор открывает третий генделевский сборник концертов для органа с камерным оркестром.

Клеменс Шнорр исполнил переложение для органа соло, сделанное в 20 веке французским органистом Марселем Дюпре. Этот концерт — выразительная комическая сценка «из жизни птиц», изображающая как кукушка безуспешно пытается проявить свои певческие способности. Написанный в своё время для развлечения простонародной публики театра Ковент-Гарден, этот концерт и по сей день является непревзойдённым образцом музыкального юмора.

Несмотря на незнакомые имена и незнакомые произведения в программе Клеменса Шнорра, белгородская публика встретилась с доставившей большое удовольствие музыкой понятной, простой и приятной, что она и не преминула выразить, потребовав бис.

 


Дата публикации: 30.03.2013