Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Органные вечера в Белгороде: Три века немецкой органной музыки

20–21 сентября в Органном зале Белгородской государственной филармонии состоялись первые концерты из цикла «Органисты немецких соборов». С программой из музыки австро-немецких композиторов XVII–XX вв. выступил лауреат международных конкурсов органист Вольфганг Абендрот (г. Дюссельдорф, Германия).

Молодой музыкант (р.1978) завоевал признание как органист и пианист в конце 90-х гг., став лауреатом нескольких престижных международных конкурсов, от которых ведёт начало его успешная исполнительская карьера. Последние десять лет В. Абендрот занимает пост кантора (руководителя хора) и главного органиста кафедрального лютеранского собора св. Иоанна в г. Дюссельдорфе, крупнейшем городе земли Северный Рейн-Вестфалия. Также с 2005 г. В. Абендрот преподаёт орган в Высшей церковной школе музыки в г. Хердфорде.

В программу органных вечеров в Белгороде вошли хорошо известные сочинения органного репертуара, но, поскольку Белгород совсем недавно вошёл в число органных российских городов, все они звучали на белгородском органе впервые.

Программа концертов хронологически отражала трёхвековую историю немецкого органного искусства: от И. С. Баха к Ф. Мендельсону в первом отделении, и от Г. Муффата и Й. Пахельбеля к М. Регеру во втором.

Органист Вольфганг Абендрот (г. Дюссельдорф, Германия) выступил в Белгородской филармонии

Вечер начался Прелюдией и фугой Соль мажор BWV 541 и хоральной партитой «Sei gegrusset, Jesu Christ» BWV768 («Приветствую тебя, Иисусе милосердный» Й. С. Баха. Праздничное настроение радостного подъёма, царящее в цикле BWV 541, прекрасно гармонировало с уверенной, стремительной и точной манерой игры немецкого музыканта, и с торжественно-нарядной атмосферой Органного зала.

Хоральная партита BWV 768 (11 вариаций на хорал) была сочинена Бахом в возрасте 16 лет в период его учения в Люнебурге. В это время Бах знакомится и сближается с Г. Бёмом, занявшем в 1698 г. место органиста в Йоганнескирхе в Люнебурге. Эту партиту, одну из четырёх, созданных в тот период, исследователи относят к числу первых органных шедевров Баха по изобретательности, богатству и разнообразию использования органа.

Более столетия разделяет огромное органное наследие Й. С. Баха и сравнительно скромных масштабов органное наследие Ф. Мендельсона, которое, однако, занимает существенное место в немецкой романтической органной культуре. Мендельсон, помимо того, что о нём широко известно, был также выдающимся концертирующим органистом. Мендельсона-органиста особенно любили в Англии, куда он ездил выступать как дирижёр, пианист и органист десять раз.

Органные вечера в Белгороде: Три века немецкой органной музыки

В его последний приезд в Англию в 1844 г. издатель Чарльз Ковентри заказал композитору сочинить три пьесы для органа. Заказ оказался для Мендельсона столь увлекательным, что в 1845 году в Англии вышел сборник 6 органных сонат опус 65, который сразу же перепечатали ведущие издательства Германии, Италии, Франции.

С тех пор монументальные органные сонаты оп. 65 Ф. Мендельсона входят в репертуар многих органистов. Отличающаяся пышностью и виртуозностью, и вместе с тем наполненная теплотой лирического вокального начала, музыка мендельсоновских сонат отмечена прочными связями с национально-немецкими органными традициями, в первую очередь, с Й. С. Бахом.

В концерте прозвучала трёхчастная Соната оп.65 № 6 ре минор. Её первая часть представляет собой вариации на хоральную тему «Unser Vater im Himmelreich» («Отец наш небесный»), которые сменяются мощной фугой (2-я часть) и заканчиваются нежно-певучим хоровым Andante (финалом).

Второе отделение концерта другими именами очертило ту же историческую траекторию. Прозвучали знаменитые сочинение немецкого органного барокко 2-й половины XVII века: Токката септима (т.е. седьмая) из сборника Георга Муффата 1690 г.. куда входят 12 токкат и др. сочинения. и Чакона ре минор Й. Пахельбеля, выдающегося композитора т.н. южно-немецкой органной школы.

Завершила программу Фантазия и фуга на тему B-A-C-H Макса Регера (1873–1916) — немецкого композитора, пианиста, органиста и дирижёра. Регер в своих органных сочинениях (их около 200) принадлежит стилю т.н. «неоклассицизма», для которого характерно использование сложного позднеромантического музыкального языка наряду с обращением к старинным музыкальным формам и широкое использование полифонии, что роднит Регера с Бахом.

В мощном и масштабном регеровском цикле опус 46 (1900 г.) за импровизационной фантазией следует одухотворённо-строгая фуга, начальные четыре звука которой — музыкальная аббревиатура имени «Бах».

Имена Баха и Мендельсона вновь соединились в двух «бисах»: первым прозвучало мягко-певучее Allegretto (3-я часть Органной сонаты оп.65 № 4 Си-бемоль мажор) Ф. Мендельсона и хорал BWV 645 «Wachet auf, ruft uns die Stimme» («Проснитесь, голос нас сзывает») из цикла Шюблеровских хоралов.

После концерта г-н Абендрот любезно согласился ответить на несколько вопросов «Афишки»:

— В Вашей семье были профессиональные музыканты?

— Да, «наполовину»: мой отец был скрипачом, мама — доктор медицины.

— Вы много выступаете в России?

— Это мой второй приезд в вашу страну. Несколько лет назад я был в Сибири, в городе Кемерово. Сейчас я приехал, чтобы выступить только в Белгороде.

— Как совмещается Ваша концертная и педагогическая деятельность со службой церковного органиста?

(смеётся) Я и сам хотел бы это знать, но вот всё же как-то совмещается… Два раза в неделю — служба в Йоганнескирхе, а всего в Дюссельдорфе двадцать четыре протестантские церкви. Один раз в неделю посвящаю педагогике. Реже, примерно раз в месяц, — концертные выступления.

— Ваши впечатления от белгородского органа?

— У вас хороший большой концертный орган с красивым звуком. Вы и сами слышите, как хорошо на нём звучит и старинная, и романтическая музыка... 

 

Дата публикации
21.09.2012 г.
Автор

Новости по теме