Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Органист Вольфганг Баумгратц дал два концерта в Белгороде

2 и 3 ноября в Органном зале Белгородской государственной филармонии звучали произведения западноевропейских композиторов от эпохи барокко до современности в исполнении органиста собора св. Петра в городе Бремене (Германия), профессора бременской Высшей школы искусств Вольфганга Баумгратца.

Программа одного из лучших немецких органистов старшего поколения выглядела как своеобразный живой мемориал более чем полутысячелетней истории европейского органного искусства — в ней прозвучали церковные (в основном) произведения немецких, нидерландских, испанских, английских и французских композиторов 16–20 вв.

Афиша концерта «Композиторы – юбиляры 2012 года» объединила имена Ханса Лео Хасслера и Яна Питерзона Свелинка (450-летие со дня рождения), Джона Стенли (300-летие со дня рождения), Леона Бёльмана (150-летие со дня рождения), учителя Вольфганга Баумгратца, голландского органиста и композитора, профессора Свелинк-консерватории в Амстердаме Альберта де Клерка (95 лет со дня рождения), а также Вольфганга Карла Бригеля, Хуана Батиста Хосе Кабанильеса и Вильгельма Фридриха Цахау (300-летие кончины).

Органист Вольфганг Баумгратц дал два концерта в Белгороде

В концерте звучали произведения композиторов, чьи имена столь же малознакомы (пока) белгородской органной публике, как и до сих пор имя Вольфганга Баумгратца, органиста Домского собора северогерманского Бремена, активно концертирующего органиста, в том числе неоднократно выступавшего в России и Украине, известного своими исследованиями и записями органной музыки барокко, педагога и общественного деятеля (В. Баумгратц — президент Международного общества друзей органа).

Вольфганг Баумгратц родился в 1948 году в южной Германии. Органной церковной музыке начал обучаться в городах Хайдельберге и Фрайбурге, известными своими знаменитыми органами. В 1976–78 гг. продолжил обучение (церковный репертуар и импровизация) у Альберта де Клерка, после чего был приглашён на должность органиста главного городского собора в Бремене. Вся его дальнейшая деятельность связана с одним из старейших и крупнейших городов севера Германии, где он вскоре становится педагогом и профессором Высшей школы искусств, руководителем отдела церковной музыки и главным экспертом по органам Евангелическо-лютеранской церкви Бремена.

Органист Вольфганг Баумгратц дал два концерта в Белгороде

В белгородской программе В. Баумгратца западноевропейское добаховское барокко и органная музыка 19–20 вв. искусно переплелись вокруг самого знаменитого добаховского композитора, нидерландца Яна Питерзона Свелинка (1562–1621) и двух его самых знаменитых и исполняемых сочинений — «Хроматической фантазии» (названной автором «Дорической» по названию первого из 8-ми т. н. церковных ладов, которые в 15–18 вв. являлись основой церковной музыки) и Эхо-фантазии. Отзвуком этого великого имени, забытого (как и И. С. Бах) сразу же после смерти и возрождённого лишь во второй половине 18 века, стала очень выразительная пьеса-стилизация А. де Клерка — ричеркар «Посвящение Свелинку».

Программа концертов Вольфганга Баумгратца в Белгородской филармонии охватила всю полуторавековую (1660–1750) эпоху органного барокко, начиная от её раннего периода (Хасслер и Свелинк) и заканчивая поздним (Бригель, Кабанильес, Цахау). Слушатели, подчас даже не отдавая себе в том отчёта, непроизвольно погружались в разнообразные музыкальные формы органного барокко — токкату, фантазию, фугу, пассакалью, прелюдию, и, ведомые органистом, подошли к вершине — органной церковной импровизации (волэнтри) слепого английского органиста 18 века Джона Стенли.

Органист Вольфганг Баумгратц дал два концерта в Белгороде

Таков был органичный и точный итог, ведь импровизация является сутью органного искусства, и в первую очередь — органного барокко. Точный исторический рельеф программы и то особое спокойное, неторопливое, серьёзное и торжественное дыхание, которое несёт в себе органная церковная музыка барокко, создали в Органном зале филармонии совершенно особую атмосферу, которая после завершения программы вылилась в волнующую сердечную признательность публики замечательному музыканту.

После заключительного номера программы — торжественно-свадебной пьесы «Колокола» Леона Бёльмана встречу завершило его же Аллегро си-бемоль минор.

 

Дата публикации
03.11.2012 г.
Автор

Новости по теме