Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Дорога домой Алексея Архиповского

«Апгрейд» устоявшегося имиджа русской балалайки произошёл вчера для белгородцев, побывавших на концерте Алексея Архиповского — исполнителя-виртуоза, признанного «лучшим балалаечником мира».

Балалайка — русский национальный музыкальный инструмент, история которого, кажется, неразделима с историей нашей страны. Между тем, в том виде, в котором она знакома сейчас всем и каждому, балалайка появилась лишь чуть более ста лет назад. В 2011 году на родине балалайки — городке Бежецке, что в Тверской области, ей был установлен памятник.

К сожалению, стереотипное отношение к этому уникальному русскому музыкальному инструменту в последнее время окрашено снисходительным оттенком. Балалайка теперь чаще упоминается как примитивный инструмент, под который исполняются лишь простонародные (а зачастую даже хамские) песенки и частушки.

Виртуоз-балалаечник Алексей Архиповский выступил в Белгороде

Алексей Архиповский — один из тех немногочисленных современных исполнителей, кто стремится реабилитировать балалайку, вернуть ей всенародное восхищение и любовь. Нужно отдать должное виртуозному балалаечнику — в этом он преуспел, и безжалостно разбивает неоднозначное представление о балалайке на каждом своём выступлении — в нашей стране и за рубежом.

В арсенале музыканта две винтажные балалайки: одна, как он говорит, «имперская», изготовленная ещё в 1902-м году, и характером она обладает соответствующим — не позволяет исполнителю «дать слабину». Вторая же, с которой Алексей приехал на концерт в Белгороде, помладше (изготовлена в 1928 году), обладает нравом более лёгким, даёт возможность почувствовать лёгкое касание. У этой балалайки даже есть собственное имя — Степан, и играли на ней многие известные музыканты.

Интересно, что с балалайкой Алексей Архиповский не расстаётся практически всю жизнь, с девятилетнего возраста. Балалайка (этот музыкальный инструмент Архиповский называет «трогательным») покорила его своими тембральными возможностями, которых не найти ни в каком другом инструменте.

— Мы с ней как-то быстро «договорились», — рассказывает музыкант-виртуоз, — у меня сразу пошли успехи в игре. Хотя параллельно я ещё занимался по классу фортепиано, балалайка мне нравилась больше…

Виртуоз-балалаечник Алексей Архиповский выступил в Белгороде

К окончанию музыкальной школы юный балалаечник Алексей Архиповский уже имел в активе несколько побед на городских и краевых конкурсах, а свой первый сольный концерт — и сразу в двух отделениях (!) — дал в статусе выпускника музыкальной школы. Затем, по окончании класса у известного педагога и маэстро балалайки Алексея Зажигина в музыкальном колледже им. Гнесиных, Архиповский продолжал совершенствовать свой бесценный талант под руководством выдающегося «народника», дирижёра мирового класса В. П. Дубровского в Смоленске, позже — в прославленном коллективе «королевы русской песни» Людмилы Зыкиной.

Всё это время Алексей Архиповский активно экспериментировал, искал новые способы выражения широты души инструмента в сольном звучании. Его балалайка, в которой всего-то три струны (!), поёт голосами самых разных инструментов, не переставая при этом быть той самой русской балалайкой.

Концертная программа «Дорога домой», с которой Алексей Архиповский выступил на сцене Большого зала Белгородской государственной филармонии, была выстроена так, чтобы зритель увидел и восхитился непередаваемыми талантами влюблённых друг в друга равноценных партнёров — инструмента и исполнителя. Первое отделение целиком было отдано виртуозному исполнительскому соло Архиповского, а «Степан» чутко и талантливо «подыгрывал» своему партнёру. Выведенное на большой экран за спиной музыканта видео в деталях позволяло рассмотреть невероятное искусство владения инструментом.

Виртуоз-балалаечник Алексей Архиповский выступил в Белгороде

Это было некое скоморошье представление, в котором причудливо, дерзко, смело, а иногда даже чуть по-хулигански, переплетались музыкальные культуры самых разных стран. Этно и классика, рок и саундтреки из киношлягеров, джаз и даже рингтоны мобильников — казалось, что этот идеальный музыкальный коктейль исполняет целый оркестр, и это повергло слушателей в настоящий шок. Алексей играл одной и обеими руками, извлекал звуки с помощью зубов, забрасывал балалайку (не прекращая играть) за голову, выбивал ритмы на поверхности деревянного треугольника — словом жонглировал звуками с непередаваемым мастерством. Зал на это реагировал криками «браво!», взрывался аплодисментами, и сразу затихал — фантастический дуэт уже уводил сердца слушателей в новое музыкальное путешествие.

Во втором отделении драматургия театрального действа (а на сцене был именно театр, со всеми присущими жанру канонами) подразумевала выход на первый план балалайки. Складывалось впечатление, что Архиповский трепетно прислушивается к желаниям партнёра и только помогает чарующим звукам достичь невероятных космических высот, донести до зрителя какую-то особую тайну. Вместо весёлых разухабистых мелодий, прозвучавших в первом отделении концерта, со сцены полилась музыка медитативная, почти гипнотическая, с восточным колоритом, заставляющая публику сдерживать сердцебиение, чтобы не упустить ни единой ноты, растворяющейся в подсвеченном дыму спецэффектов. И снова крики «браво» и отчаянные, до боли в руках, овации.

Позже, уже после окончания концерта, Алексей Архиповский на вопрос «Афишки» влияет ли атмосфера в зрительном зале на количество импровизаций в концерте, ответил, что программа всегда корректируется с учётом отдачи от слушателей: насколько глубокие воронки возникают, насколько глубока тишина, есть ли ощущение полёта, приподнимающее зрителя из кресла. И признался, что в лучшие моменты концерта он и сам словно «отделяется» от себя на сцене и слушает звучащую музыку как бы со стороны.

На бис. Алексей Архиповский прощается с белгородским зрителем

Кстати, наш зал маэстро назвал «очень тёплым», и с удовольствием пообещал приехать с концертом в Белгород ещё раз. Когда это может произойти, пока предсказать невозможно. Но можно быть абсолютно уверенным, что новая встреча станет новым знакомством с феноменально талантливым музыкантом Алексеем Архиповским. Ведь он говорит, что ему пока не удалось раскрыть все возможности уникального инструмента с названием русская балалайка — это «бесконечная история», как бесконечна дорога домой, к истокам.