Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Белгородская филармония отметила Год российской истории

23 ноября в Большом зале Белгородской государственной филармонии состоялся концерт, посвящённый 200-летию Бородинской битвы и Отечественной войны 1812 г. В исполнении симфонического оркестра под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина и солистов — народного артиста РФ Евгения Григорьева, заслуженных артистов РФ Владимира Бойко и Светланы Ломоносовой, лауреата международного конкурса Наталии Воскресенской прозвучали симфонические произведения Глинки, Чайковского и фрагменты из оперы Прокофьева «Война и мир».

Концерт, прошедший под знаком широко отмечаемого в 2012 году в нашей стране важнейшего события русской истории, совместил в себе юбилейную дату и большое музыкальное событие, какими всегда являются концерты симфонического оркестра под управлением Рашита Нигаматуллина.

Симфонический оркестр Белгородской филармонии. Главный дирижёр — заслуженный деятель искусств Украины Рашит Нигаматуллин

Два слова — «торжественный» и «патриотический», повторяясь в названиях исполняемых произведений, определяли и атмосферу вечера, а два имени — Чайковский и Прокофьев — доминировали в программе юбилейного концерта. Звучали сочинения, которые были созданы как запечатление очень важных моментов истории прошлых двух столетий; произведения, в которых отразились духовная сила и мощь русского народа в годы испытаний; произведения, которые продолжают выполнять свою высокую гражданственную миссию и в наши дни.

«Патриотическая песнь» М. И. Глинки, сочинённая в 1833 г. и бывшая с 1991 по 2000 гг. Государственным гимном России — одно из них.

Белгородская филармония отметила Год российской истории

Гражданственная (если можно так выразиться) симфоническая музыка П. И. Чайковского исполнялась белгородским оркестром и раньше, но представленная в одной программе, она оставляет очень сильное впечатление искренностью гражданского пафоса и силой художественной выразительности.

Светлана Ломоносова, Наталья Воскресенская и Владимир Бойко

Из шести симфонических произведений Чайковского, в которых использован гимн Российской империи «Боже, царя храни» и которые сейчас широко исполняются в своём первозданном виде, в концерте прозвучало три: «Славянский марш» (1876), Торжественная увертюра «1812 год» (1880) и Торжественный коронационный марш (1883).

«Славянский марш» был написан по заказу Русского музыкального общества для благотворительного концерта в пользу Общества Красного креста, осуществляющего сбор средств для инвалидов русско-турецкой войны. При своём первом исполнении оно вызвало (как писал Чайковский в письме к сестре) «бурю патриотического восторга» и было повторено дважды. «Славянский марш» был одним из тех произведений, которые приводили в «сумасшедшее состояние» Надежду Филаретовну фон Мекк, вскоре решившуюся на заочное (в письмах) знакомство с автором обожаемой ею музыки. «Славянский марш» был одним из двух произведений (второе — марш 1878 г. «Добровольный флот», созданный также с благотворительной целью сбора средств на постройку русского крейсерного флота), которые отразили сочувственное и заинтересованное отношение Чайковского, как и всей интеллигенции того времени, к событиям русско-турецкой войны.

Заслуженный артист России Владимир Бойко

«Славянский марш», в котором кроме российского гимна использованы три сербские народные мелодии, стал широко известен в первозданном виде с 1990 годов. Тогда его исполнил новый Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнёва, сделавший это до того сравнительно мало исполняемой сочинение Чайковского визитной карточкой одного из лучших на сегодня российских симфонических коллективов.

Непосредственно событиям Отечественной войны 1812 г. посвящена одноименная «Торжественная увертюра» Чайковского и толстовская опера Прокофьева «Война и мир». Оба сочинения овеяны могучей личностью Льва Толстого, поскольку композиционная драматургия масштабной, многотемной, насыщенной драматическим развитием увертюры Чайковского проникнута основной идеей толстовского романа — изображением народа как главной исторической силы.

Народный артист России Евгений Григорьев 

Триединство государственных символов России XIX века — православие, самодержавие, народность — Чайковский воплотил в русском православном церковном напеве «Храни, господи, люди твоя», в гимне «Боже, царя храни» и двух русских темах: народной плясовой «У ворот, ворот батюшкиных» и лирической теме женского дуэта из собственной оперы «Воевода». Им противопоставлена «марсельеза». Замечательная психологическая и батальная музыкальная живопись сегодня сверхпопулярной увертюры увенчала вечер нотой высокого героического подъёма.

С парадной торжественностью музыки Чайковского соседствовали героико-патриотический пафос и чудесная нежная лирика прокофьевской оперы. «Военную» линию «Войны и мира» представила Увертюра и знаменитая ария Кутузова из 10-й картины в исполнении Евгения Григорьева. Противопоставленная ей тема «мирной» жизни прозвучала в первой картине, которая была исполнена целиком (1-е ариозо князя Андрея — Владимир Бойко; сцена Наташи и Сони — Светлана Ломоносова и Наталья Воскресенская и 2-е ариозо Князя Андрея). Прозвучали также знаменитый Вальс Наташи (5-я сцена 2-й картины) и оркестровый эпизод «Сцена у екатерининского вельможи» (1-я сцена 2-й картины).

Главный дирижёр симфонического оркестра БГФ Рашит Нигаматуллин

Сложная, тонкая, бесконечно разнообразная музыка оперы Прокофьева была непростой задачей для исполнителей, сумевших достойно её воплотить. Можно лишь заметить, что в этом насыщенном впечатляющем музыкальном вечере слушателям было нелегко «переключить» внимание в первом отделении от парадной броскости «Торжественного коронационного марша» к изысканной простоте музыкального языка и сложным психологическим переживаниям героев оперы Чайковского, тем более что второе отделение (Глинка и Прокофьев) было короче первого.

Дата публикации
24.11.2012 г.
Автор

Новости по теме