Новости и обзоры событий культурного Белгорода



В «Родине» — «Родные образы»

28 апреля выставочный зал «Родина» Белгородского регионального отделения Союза художников России представил выставку известной семьи художников Геннадия и Маргариты Кудрявцевых «Родные образы», посвященную 70-летию со дня рождения Геннадия Андреевича. Для Маргариты Петровны эта выставка тоже имеет статус юбилейной – в декабре 2011 года она отпраздновала 65-летие со дня рождения.

Художники получили профессиональное образование в Иркутске, городе, богатом памятниками архитектуры и интересным своей историей. Кроме того, этот край делает уникальным «славное море, священный Байкал».

Маргарита и Геннадий Кудрявцевы

С Иркутска и начинается экспозиция, открывшаяся в «Родине». Это главным образом акварели и рисунки, выполненные Геннадием Кудрявцевым в годы учебы в училище искусств. Уже в них заметна тяга художника к точной передаче архитектурных особенностей старинных построек, любовь к деревянному зодчеству, внимание к проблемам сохранения архитектурного наследия.

Выставка «Родные образы» Маргариты и Геннадия Кудрявцевых в выставочном зале «Родина»

Здесь же можно увидеть и байкальские сюжеты. Среди белгородских художников немало тех, для кого Байкал – один из источников вдохновения (это, например, сибиряки Владимир Аксенов и Владимир Козьмин). И у каждого автора – свой Байкал; кто-то подчеркивает его мощь, своеобразие его природы, энергию. Байкал Геннадия Кудрявцева – спокойный, умиротворяющий, полный затаенной музыки. Этому способствует и техника акварели, к которой тяготеет художник.

Выставка «Родные образы» Маргариты и Геннадия Кудрявцевых в выставочном зале «Родина»

Среди уголков России, запечатленных художником, помимо любимого им Байкала, – Никитский монастырь в Переславле-Залесском, Торжок и берега реки Мсты, и, конечно, Белгород. Причем Белгороду, куда Кудрявцевы переехали в 1981 году, отведен целый зал.

Начальник управления культуры Белгородской области Сергей Иванович Курганский поздравил художников Кудрявцевых с открытием юбилейной персональной выставки

В 1980-х – 1990-х годах он делал очень много набросков, где были и белгородские дворики, здания, которых теперь уже нет. «Если архитектура уходит – уходит и история… В неуважении к существующим архитектурным памятникам проявляется духовная нищета тех, кто их уничтожает», – считает художник. Ему больно видеть, как разрушаются, исчезают памятники истории и культуры, не только в Белгороде, но и в других российских городах.

Выставка «Родные образы» Маргариты и Геннадия Кудрявцевых в выставочном зале «Родина»

Геннадий Андреевич даже стал в свое время депутатом горсовета – именно для того чтобы внести свой вклад в дело сохранения памятников культуры; ему удалось отстоять, спасти от разрушения несколько старых домов. Более того, он задумывал создать музей города, в котором были бы законсервированы фрагменты настоящей городской среды ушедших десятилетий.

Выставка «Родные образы» Маргариты и Геннадия Кудрявцевых в выставочном зале «Родина»

По мнению Г. Кудрявцева, самые важные музеи – именно те, что связаны с краеведением, ведь там представлены и быт, и творчество, и техника; художник и сам создавал экспозиции в краеведческих музеях, был инициатором создания краеведческих музеев в районах Белгородской области.

Выставка «Родные образы» Маргариты и Геннадия Кудрявцевых в выставочном зале «Родина»

Тема старого и нового всегда занимала художника. В этом зале представлен своеобразный диалог эпох: серии произведений, посвященных вечным ценностям (книжности, ремеслам, традиции), противопоставлена серия «Китч в формате» – размышления художника о постсоветском искусстве, о том, что называют «современным», а иногда – «актуальным» искусством.

Выставка «Родные образы» Маргариты и Геннадия Кудрявцевых в выставочном зале «Родина»

Связь поколений, по мнению художника, осуществляется благодаря традиционной культуре, книжности, письменности. Эта тема для Геннадия Кудрявцева исключительно важна, причем в его творчестве она получила сразу несколько преломлений.

Геннадий Андреевич стал изучать древние русские рукописи, и, бывая в старинных городах, всегда старается попасть в архивы, чтобы перерисовать, переписать строки или целые страницы из старых манускриптов. Художник не механически калькирует, а именно копирует, перерисовывает фрагменты рукописей, чтобы понять и почувствовать, как двигалась рука художника.

Выставка «Родные образы» Маргариты и Геннадия Кудрявцевых в выставочном зале «Родина» Выставка «Родные образы» Маргариты и Геннадия Кудрявцевых в выставочном зале «Родина»

По наблюдениям Геннадия Андреевича, древние художники проявляли потрясающее чувство формата книги, которое проявляется буквально во всем – в размере полей листа, каждом элементе инициала или строчных букв, в каждом рисунке. Главное для него – понять, как превращались в орнамент изображения птиц, животных, растений, как художники добивались такой тонкой, филигранной работы.

Выставка «Родные образы» Маргариты и Геннадия Кудрявцевых в выставочном зале «Родина»

На материале этих копий Геннадий Андреевич создает свои рукописные книги, комбинируя найденные в старых рукописях приемы с собственными импровизациями. Старинные рукописные книги – это ценнейшие памятники культуры, но они практически не знакомы широкому зрителю. И Геннадий Андреевич своим творчеством старается показать, в чем состоит ценность и актуальность этих памятников письменности для современного человека.

Выставка «Родные образы» Маргариты и Геннадия Кудрявцевых в выставочном зале «Родина»

Художник сам пишет и иллюстрирует книгу (настоящую рукопись), в которую вошли высказывания на тему русского культурного наследия. В этой книге уже более 50 листов и, как говорит сам автор, «сколько буду жить – столько буду писать эту книгу». Среди новых произведений на эту тему – серия «Вестники наследия».

Помимо пейзажей, натюрмортов и композиций на тему традиционной славянской культуры, на выставке можно познакомиться с творчеством Кудрявцева – исторического живописца. Речь идет об эскизах к картине «Арест повстанцев», рассказывающей о трагическом эпизоде крестьянской войны 1707–1709 годов – восстании донского казачества и крестьян под предводительством Кондратия Булавина. Эти события происходили на Белгородчине, на территории Ровеньского района, и сама картина «Арест повстанцев» находится в Ровеньском краеведческом музее.

Выставка «Родные образы» Маргариты и Геннадия Кудрявцевых в выставочном зале «Родина»

Кроме того, в одной из витрин представлен эскиз акварели для постоянной экспозиции Пушкинской библиотеки-музея, рассказывающей об участии знаменитого предка А.С. Пушкина Абрама Ганнибала в закладке одного из храмов Тихвинского женского монастыря в Борисовке (в присутствии Петра Первого).

Как известно, монастырь этот был основан в 1714 году владельцем Борисовки, графом и генерал-фельдмаршалом Б. П. Шереметевым, на холме рядом со слободой, как памятник Полтавской битве.

Выставка «Родные образы» Маргариты и Геннадия Кудрявцевых в выставочном зале «Родина»

Декоративное искусство представлено на выставке произведениями Маргариты Кудрявцевой, это сюжетные композиции, пейзажи и натюрморты. В своих произведениях она продолжает и развивает народные традиции лоскутного творчества, дополняя его свободным рисунком, наполняя живописными приемами и множеством образов, музыкальностью и поэзией. На выставке представлены произведения в техниках лоскутного шитья и аппликации на ткани.

Живописные панно Маргариты Кудрявцевой завораживают насыщенностью цветов, смелыми композиционными решениями и сочетанием используемых материалов: от традиционно ситцевых до ворсовых тканей.

Техники, в которых работает Маргарита Петровна, тоже разнообразны – это и аппликация, и лоскутное шитье, и квилт. Любопытно, что излюбленная цветовая гамма у обоих художников отчасти совпадает – своеобразное подтверждение родства душ, благодаря которому они уже очень много лет вместе.

Выставка «Родные просторы» будет работать до 27 мая, а 24 мая, в День славянской письменности и культуры, все желающие приглашаются на встречу с художниками.

Дата публикации
28.04.2012 г.
Автор

Топ новости

Новости по теме