Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Не читки требует с актера, а полной гибели всерьёз…

Белгородский государственный театр кукол представил новый спектакль, рассчитанный на взрослого зрителя. Премьера литературно-музыкальной композиции «Я тогда гостила на земле» в постановке главного режиссёра театра Сергея Балыкова с большим успехом прошла 7 апреля, почти под занавес сезона.

Когда после многолетнего перерыва в Белгородском театре кукол решили возобновить традицию включения в репертуар спектаклей для зрителя взрослого, это было воспринято как смелый эксперимент. Но за короткое время строчка в театральной афише «Премьера для взрослых», впервые появившаяся рядом с названием нового спектакля-концерта «Ах, эти куклы, куклы, куклы…» в ноябре 2010 года, перестала вызывать удивление.

Сцена из спектакля «Я тогда гостила на земле» Белгородского государственного театра кукол 

Белгородцы сразу полюбили поставленные на «кукольной» сцене и спектакль-притчу «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», и чеховское «Предложение», и фантастическое путешествие «Гулливер в стране лилипутов».

Так шаг за шагом белгородские кукольники делают то, на что отваживаются еще далеко не в каждом подобном театральном коллективе в нашей большой стране — ломают устоявшийся стереотип, что театр кукол предназначен только для зрителя самого юного.

Главный режиссёр театра Сергей Николаевич Балыков убеждён, что театр кукол — явление от искусства, он обладает возможностями даже большими, чем любой другой театр.

Сцена из спектакля «Я тогда гостила на земле» Белгородского государственного театра кукол

Не просто убеждён — наглядно демонстрирует эти возможности в авторском спектакле, жанр которого он определяет как литературно-музыкальную композицию. Но скорее постановка создана на стыке нескольких жанров, присущих разным театрам — драматическому, поэтическому, пластическому и кукольному.

Хотя спектакль «Я тогда гостила на земле» белгородцы увидели впервые, он имеет достаточно длинную историю. Идея рассказать со сцены трагическую историю известных поэтесс Марины Цветаевой и Анны Ахматовой к Балыкову пришла лет 12 назад, и режиссёр планировал осуществить задуманное в жанре театрального музыкально-литературного вечера. В процессе сбора материалов, который длился около двух лет, набралось так много малоизученных фактов и открылось столько удивительных совпадений в казалось бы хорошо знакомых биографиях известных поэтесс Цветаевой и Ахматовой и почти незнакомой широкой публике Зиминой, что в рамки «литературного вечера» идея уже не укладывалась.

Сцена из спектакля «Я тогда гостила на земле» Белгородского государственного театра кукол

Так постепенно начала рождаться пьеса-трилогия, в которой каждая часть — рассказ о сложной судьбе одной женщины-поэта на фоне трагических событий в истории России. Здесь и кроваво-красные сполохи революции, и беспощадная война, и жестокость сталинских репрессий, и равнодушие бюрократической машины дня нынешнего.

Завершенные по смыслу и композиционно три части спектакля объединяет авторская позиция Сергея Балыкова, предлагающего зрителю вместе с ним и актёрами спектакля взглянуть из века XXI-го на события «железного монстра» — века XX-го. Взглянуть, чтобы осмыслить, чтобы не допустить повторения трагедии, чтобы «душа выросла».

Сцена из спектакля «Я тогда гостила на земле» Белгородского государственного театра кукол Сцена из спектакля «Я тогда гостила на земле» Белгородского государственного театра кукол

Для многих зрителей открытием станут имя и удивительная поэзия одной из героинь спектакля — Маргариты Зиминой. Балыков не случайно выводит её на одну сцену с самыми великими поэтессами XX века — их судьбы непостижимым образом перекликаются в своей трагичности.

Сергей Николаевич считает это закономерным — Зимина родилась в тридцати километрах от Елабуги, города в котором свела счеты с жизнью Марина Цветаева («где упало зерно, там должно было что-то родиться», — говорит Балыков). Пронизанные горечью поэтические строки посвящает она Цветаевой, Эфронам, Елабуге, обличительные — обществу, стране.

«На погосте тарусском фамилия есть.
Парижанка, затем каторжанка,
Похоронена как христианка.
Ах, Россия, Россия, неужто ты — мать?
На просторах твоих и могил не сыскать.
Ты, как Кронос, детей пожирала живьем…
Ничего материнского в сердце твоем».

Сегодня Маргарита Зимина живёт в маленьком удмуртском городке, её стихи (как когда-то её великих предшественниц) отвергают «как неформат» издатели. И она издаёт их за собственный счёт скромными тиражами в 500 штук — как когда-то Марина Цветаева… Но женщина не сдаётся, она продолжает писать «неудобные» современному обществу потребителей жгущие поэтические строки и пытается издать свою третью книжку стихов.

Сцена из спектакля «Я тогда гостила на земле» Белгородского государственного театра кукол

В спектакле режиссёр использует известный метафорический образ — поэтическую свечу, и если две из трёх уже погасли, то горящая третья заставляет задуматься о том, как зыбко всё, как легко мы походя «задуваем свечи» живущих рядом талантов, отдавая почести только после их ухода из жизни («Чтоб стать великим — надо умереть»).

Поэтический спектакль «Я тогда гостила на земле» с успехом шёл в Молодежном театре Ижевска, в Нижневартовском кукольном театре. Постановка, осуществлённая на сцене театра кукол города Кстово, где Сергей Балыков много лет проработал главным режиссёром, была отмечена дипломом как «Удача сезона» на Нижегородском областном театральном фестивале, а автора там же удостоили звания лауреата в номинации «Творческая удача».

Сцена из спектакля «Я тогда гостила на земле» Белгородского государственного театра кукол Сцена из спектакля «Я тогда гостила на земле» Белгородского государственного театра кукол

Сам режиссёр признается, что спектакль во многом зависим от актёра, от того, как он пропустит через себя роль. — Этот материал «не читки требует с актера, а полной гибели всерьёз», — говорит Сергей Николаевич. Такая роль, конечно, требует абсолютной самоотдачи от исполнителя, здесь нужно проявить и драматический талант, и органично вписаться в сложный жанр пластического театра, и, конечно, безупречно работать с куклой. Спектакль так насыщен метаморфозами, что вещи на первый взгляд кажущиеся незыблемыми, перестают таковыми быть по совершенно необъяснимым, но абсолютно логичным законам.

И, естественно, очень важной составляющей этого (как и любого театрального) спектакля является реакция зрительного зала. Когда невидимая связь, диалог между зрителем и актёром устанавливается, тогда рождается «душа» спектакля. Если этого не происходит, то от постановки остаётся только «тело» — мизансцены. В этом как раз и есть магия живого театрального действа.

Сцена из спектакля «Я тогда гостила на земле» Белгородского государственного театра кукол

Пожалуй, стоит предупредить тех, кто заинтересовался информацией о премьере в Белгородском театре кукол — этот спектакль не развлекает, он заставляет думать, сопереживать, может быть, даже заставит поплакать. «Он вытягивает нас из собственной «шкуры»… Больно…» — сказала после просмотра нового спектакля театра кукол одна поклонница театрального искусства.

Обращаясь к первым зрителям премьерной постановки «Я тогда гостила на земле», художественный руководитель театра кукол Наталья Мефодиевна Репина сказала: «Я уверена, этот спектакль не оставит вас равнодушными. Может быть, когда вы вернётесь домой, оставшись один на один сам с собой, каждому из вас захочется попытаться найти ответы на вопросы, возникшие после просмотра этого спектакля…»

Дата публикации
08.04.2012 г.

Новости по теме