Новости и обзоры событий культурного Белгорода
Не читки требует с актера, а полной гибели всерьёз…
Белгородский государственный театр кукол представил новый спектакль, рассчитанный на взрослого зрителя. Премьера литературно-музыкальной композиции «Я тогда гостила на земле» в постановке главного режиссёра театра Сергея Балыкова с большим успехом прошла 7 апреля, почти под занавес сезона.
Когда после многолетнего перерыва в Белгородском театре кукол решили возобновить традицию включения в репертуар спектаклей для зрителя взрослого, это было воспринято как смелый эксперимент. Но за короткое время строчка в театральной афише «Премьера для взрослых», впервые появившаяся рядом с названием нового спектакля-концерта «Ах, эти куклы, куклы, куклы…» в ноябре 2010 года, перестала вызывать удивление.
Белгородцы сразу полюбили поставленные на «кукольной» сцене и спектакль-притчу «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», и чеховское «Предложение», и фантастическое путешествие «Гулливер в стране лилипутов».
Так шаг за шагом белгородские кукольники делают то, на что отваживаются еще далеко не в каждом подобном театральном коллективе в нашей большой стране — ломают устоявшийся стереотип, что театр кукол предназначен только для зрителя самого юного.
Главный режиссёр театра Сергей Николаевич Балыков убеждён, что театр кукол — явление от искусства, он обладает возможностями даже большими, чем любой другой театр.
Не просто убеждён — наглядно демонстрирует эти возможности в авторском спектакле, жанр которого он определяет как литературно-музыкальную композицию. Но скорее постановка создана на стыке нескольких жанров, присущих разным театрам — драматическому, поэтическому, пластическому и кукольному.
Хотя спектакль «Я тогда гостила на земле» белгородцы увидели впервые, он имеет достаточно длинную историю. Идея рассказать со сцены трагическую историю известных поэтесс Марины Цветаевой и Анны Ахматовой к Балыкову пришла лет 12 назад, и режиссёр планировал осуществить задуманное в жанре театрального музыкально-литературного вечера. В процессе сбора материалов, который длился около двух лет, набралось так много малоизученных фактов и открылось столько удивительных совпадений в казалось бы хорошо знакомых биографиях известных поэтесс Цветаевой и Ахматовой и почти незнакомой широкой публике Зиминой, что в рамки «литературного вечера» идея уже не укладывалась.
Так постепенно начала рождаться пьеса-трилогия, в которой каждая часть — рассказ о сложной судьбе одной женщины-поэта на фоне трагических событий в истории России. Здесь и кроваво-красные сполохи революции, и беспощадная война, и жестокость сталинских репрессий, и равнодушие бюрократической машины дня нынешнего.
Завершенные по смыслу и композиционно три части спектакля объединяет авторская позиция Сергея Балыкова, предлагающего зрителю вместе с ним и актёрами спектакля взглянуть из века XXI-го на события «железного монстра» — века XX-го. Взглянуть, чтобы осмыслить, чтобы не допустить повторения трагедии, чтобы «душа выросла».
Для многих зрителей открытием станут имя и удивительная поэзия одной из героинь спектакля — Маргариты Зиминой. Балыков не случайно выводит её на одну сцену с самыми великими поэтессами XX века — их судьбы непостижимым образом перекликаются в своей трагичности.
Сергей Николаевич считает это закономерным — Зимина родилась в тридцати километрах от Елабуги, города в котором свела счеты с жизнью Марина Цветаева («где упало зерно, там должно было что-то родиться», — говорит Балыков). Пронизанные горечью поэтические строки посвящает она Цветаевой, Эфронам, Елабуге, обличительные — обществу, стране.
«На погосте тарусском фамилия есть.
Парижанка, затем каторжанка,
Похоронена как христианка.
Ах, Россия, Россия, неужто ты — мать?
На просторах твоих и могил не сыскать.
Ты, как Кронос, детей пожирала живьем…
Ничего материнского в сердце твоем».
Сегодня Маргарита Зимина живёт в маленьком удмуртском городке, её стихи (как когда-то её великих предшественниц) отвергают «как неформат» издатели. И она издаёт их за собственный счёт скромными тиражами в 500 штук — как когда-то Марина Цветаева… Но женщина не сдаётся, она продолжает писать «неудобные» современному обществу потребителей жгущие поэтические строки и пытается издать свою третью книжку стихов.
В спектакле режиссёр использует известный метафорический образ — поэтическую свечу, и если две из трёх уже погасли, то горящая третья заставляет задуматься о том, как зыбко всё, как легко мы походя «задуваем свечи» живущих рядом талантов, отдавая почести только после их ухода из жизни («Чтоб стать великим — надо умереть»).
Поэтический спектакль «Я тогда гостила на земле» с успехом шёл в Молодежном театре Ижевска, в Нижневартовском кукольном театре. Постановка, осуществлённая на сцене театра кукол города Кстово, где Сергей Балыков много лет проработал главным режиссёром, была отмечена дипломом как «Удача сезона» на Нижегородском областном театральном фестивале, а автора там же удостоили звания лауреата в номинации «Творческая удача».
Сам режиссёр признается, что спектакль во многом зависим от актёра, от того, как он пропустит через себя роль. — Этот материал «не читки требует с актера, а полной гибели всерьёз», — говорит Сергей Николаевич. Такая роль, конечно, требует абсолютной самоотдачи от исполнителя, здесь нужно проявить и драматический талант, и органично вписаться в сложный жанр пластического театра, и, конечно, безупречно работать с куклой. Спектакль так насыщен метаморфозами, что вещи на первый взгляд кажущиеся незыблемыми, перестают таковыми быть по совершенно необъяснимым, но абсолютно логичным законам.
И, естественно, очень важной составляющей этого (как и любого театрального) спектакля является реакция зрительного зала. Когда невидимая связь, диалог между зрителем и актёром устанавливается, тогда рождается «душа» спектакля. Если этого не происходит, то от постановки остаётся только «тело» — мизансцены. В этом как раз и есть магия живого театрального действа.
Пожалуй, стоит предупредить тех, кто заинтересовался информацией о премьере в Белгородском театре кукол — этот спектакль не развлекает, он заставляет думать, сопереживать, может быть, даже заставит поплакать. «Он вытягивает нас из собственной «шкуры»… Больно…» — сказала после просмотра нового спектакля театра кукол одна поклонница театрального искусства.
Обращаясь к первым зрителям премьерной постановки «Я тогда гостила на земле», художественный руководитель театра кукол Наталья Мефодиевна Репина сказала: «Я уверена, этот спектакль не оставит вас равнодушными. Может быть, когда вы вернётесь домой, оставшись один на один сам с собой, каждому из вас захочется попытаться найти ответы на вопросы, возникшие после просмотра этого спектакля…»
- Дата публикации
- 08.04.2012 г.
Топ новости
-
03 октября
Осенний #НАУКАДЖАЗ
-
03 октября
Давайте замедляться
-
04 октября
С любовью к родному Белогорью
- Все новости