Новости и обзоры событий культурного Белгорода



Ах, эти куклы!

21 марта профессионалы и поклонники театра кукол отмечали замечательный праздник — Международный день кукольника. Актёры Белгородского государственного театра кукол в этот день принимали поздравления вне родных стен — от юных зрителей в районах Белгородской области, куда театр выезжал с гастролями.

Но и сцена театра кукол в Белгороде в этот день не пустовала. Главный режиссёр театра Сергей Балыков* невзирая на праздник репетировал на ней новый спектакль, премьера которого намечена на 7 апреля. Воспользовавшись перерывом в репетиционном процессе, «А-фишка» поздравила Сергея Николаевича (и в его лице весь замечательный творческий коллектив театра) с Днём кукольника, заодно расспросив о событиях, которыми сейчас живёт любимый белгородцами театр.

Многие согласятся, что представить наш город без театра кукол невозможно — для большинства из нас первое вхождение в волшебный мир театрального искусства начиналось в самом нежном возрасте именно отсюда, именно здесь приобретался первый непрожитый опыт, которым по сути и является искусство.

Белгородский государственный театр кукол приглашает зрителей на премьеру

Вместе с тем, театр кукол предназначен вовсе не только для детской аудитории, это скорее «общий» театр, в котором что-то своё берут дети, а что-то — взрослые. Ведь кукла существует в разных ипостасях – она может быть символом, метафорой, условным знаком, выступать как социальный тип.

Для театра кукол нет ничего невозможного. У него есть совершенно замечательное свойство — он может своими синтетическими возможностями (использованием живого плана, музыки, куклы и предмета) творить зримые миры, очень непохожие на наш. И они начинают существовать по своим собственным законам, с железной безупречной логикой. Пожить в этой логике, расшифровать её, сделать определённую проекцию на свой собственный внутренний мир — вот для чего мы приходим сюда, в этом наша зрительская работа.

Когда-то, в эпоху без цветного телевидения и чудес компьютерной графики, зритель воспринимал как чудо кукольную анимацию, когда актёрам удавалось вдохнуть жизнь в неживой предмет, заставляя куклу двигаться и говорить как живую.

Современные технологии такое чудо превратили в обыденность, поэтому, как говорит Сергей Николаевич, теперь в театре кукол на первый план выходит не форма, а смысл — «Важно, о чём мы разговариваем со зрителем, зачем, что мы ему несём. Здесь и возникает диалог, с которым актер выходит на сцену». Но диалог может возникнуть только тогда, когда в зрительном зале есть люди, у которых идёт какой-то внутренний духовный поиск, и театр начинает в этом поиске участвовать, помогать человеку в его исканиях.

Главный режиссёр театра кукол в Белгороде Сергей Николаевич Балыков

— Если ребенок на спектакле расстроился, заплакал от жалости к персонажу — это хорошо, значит у него «душа растёт», — убеждён режиссёр. — Значит этот театральный мир стал для него реальным, история «запала» в него, вошла в его нравственный багаж.

Спектакль «Я тогда гостила на земле…», над которым сейчас работает главный режиссёр театра, рассчитан на зрителя более взрослого. Это первый в Белгороде опыт постановки в очень сложном жанре поэтического театра. Сам С.Н. Балыков определяет жанр спектакля как литературно-музыкальную композицию, разговор по поводу трагического столкновения женщины-поэта и XX века.

В основе спектакля — факты биографии и страницы творчества русских поэтесс Цветаевой, Ахматовой и Зиминой. На сцене — три женщины, три цветовые точки, три стула, три свечи. И три актрисы… Они не играют Цветаеву, Ахматову или Зимину. Они ведут линию, иногда меняются, защищают, нападают, разговаривают о том, как рождались стихи, что человек чувствовал, о чём мыслил, чем жил. И почему всё складывалось именно так, а не иначе… Через весь 20-й век мы прослеживаем эти судьбы, видим, как одна за другой гаснут две поэтические свечи, и только одна — из маленького удмуртского городка (М. Зимина) — ещё горит. И это нас греет, это нас поддерживает — поэзия существует, она есть! Последние слова спектакля: «Живые, позаботьтесь о живых! Нам так любви при жизни не хватает» звучат пронзительно.

В постановке заняты Светлана Щебенькова, Клавдия Одинцова, Светлана Левицкая, Елена Булахова. Мужские роли исполняют молодые актеры театра Эдгар Гайнуллин и Иван Соловьев, Павлу Роднину досталась почти «невидимая роль» — он работает с куклами в черном кабинете. В спектакле будет много музыки — калейдоскоп знаковых песен (в нём всё — знаками: актриса — знак, образ — знак, кукла — знак, маска — знак, музыка — знак).

Как предупреждает Сергей Николаевич, зрителя ждёт очень мощный эмоциональный накал, и он захватит, поэтому, с улыбкой советует режиссёр, приходить на спектакль нужно с платочками.

После апрельских премьерных показов спектакля в Белгороде литературно-музыкальную композицию «Я тогда гостила на земле…» по приглашению ивановских коллег увидят гости проходящего раз в два года в Иваново Международного фестиваля театров кукол «Муравейник», темой которого в этом году является «Музыка в театре кукол».


*Справка «А-фишки»

Сергей Николаевич Балыков родился и вырос в Нижнем Новгороде, там же закончил нижегородское театральное училище у таких замечательных мастеров как Ю.М. Копылов (фамилия которого всем известна в театральных кругах) и заслуженного работника культуры Рузанны Вандиковны Бунатян — педагога, которая дала сцене театров кукол в России очень многих замечательных артистов.

Почти восемь лет работал в Нижегородском академическом театре кукол как актёр, долгое время преподавал в училище, его выпускники в настоящее время успешно работают в театрах разных городов нашей страны и за рубежом. Специальность режиссёра получил в Ленинградском Государственном институте тетра, музыки и кинематографии имени Черкасова — единственном институте в России, где готовят режиссеров именно театра кукол. 10 лет проработал режиссёром театра кукол в Ижевске, 11 — в Кстово (город-спутник Н. Новгорода).

В общей сложности как режиссёр поставил около 100 спектаклей, в том числе в театрах кукол Магнитогорска, Екатеринбурга, Н. Новгорода, Нижнеуральска, Нижневартовска, Набережных Челнов. С 2011 года работает главным режиссёром Белгородского государственного театра кукол.

Дата публикации
22.03.2012 г.

Новости по теме